Общественная экологическая инспекция на южном берегу Финского залива

В середине июля прошла ежегодная экологическая велоакция «Наш Берег – 2018» по южному берегу Финского залива (далее – ЮБФЗ). Межрегиональное общественное движение «Общественный Совет Южного Берега Финского Залива» стало организатором этого события, участие в котором принимает не только общественность, но и эксперты, а также представители власти и бизнеса. Фактически это стало продолжением почти двадцатилетней традиции, которая была заложена сосновоборскими экологами «Зелёного Мира» – комплексно смотреть на развитие южного берега и учитывать интересы всех участников.

Маршрут протяжённостью 315 км проходил от поселка Лебяжье до города Силламяэ на Старт велоакции в п. Лебяжье востоке Эстонии. Девиз ЭкоВелоАкции – 2018: «Россия и Эстония: две страны – один берег».

Наша велогруппа в очередной раз отметила негативные изменения состояния среды обитания южного берега Финского залива, за которыми мы наблюдаем много лет. Во время встреч с жителями были собраны и подписаны десятки почтовых открыток в адрес Совета по правам человека при Президенте России с требованием проведения проверки соблюдения прав человека, в том числе коренных жителей, при тотальной индустриализации побережья.

Премьера фильма «Берега живут морем» в Вистинском Доме Культуры

Наши информационные материалы об экологических рисках и состоянии окружающей среды на ЮБФЗ, а также документальный фильм «Берега живут морем: опыт общественного участия в морепользовании» вызвали интерес у тех, с кем мы общались. В ходе посещения ОАО «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга и знакомства с мерами по соблюдению экологической безопасности было выяснено, что представители этого терминала стараются минимизировать негативное воздействие на природу вокруг порта Усть-Луга.

Но в то же время по жалобам местных жителей и нашим наблюдениям имеется распространение угольной пыли и загрязнение среды обитания прибрежных населённых пунктов.
По-видимому, это загрязнение идёт от терминалов порта, которые были спроектированы и построены для перевалки других грузов, но их владельцы решили заняться углем, не имея эффективных технологий экозащиты. То есть бизнес-выгода стала доминировать над  экологической безопасностью.

угольная пыль над портом в июле 2018 г.

Тем более, что в порту Усть-Луга нет единого руководства и контроля ответственности за экологическую безопасность деятельности всех терминалов. Как известно, в морском торговом порту «Усть-Луга» находятся около 15 действующих терминалов и около 20 юридических лиц. При этом отсутствует комплексный мониторинг воздействия всех терминалов порта на природу и прибрежные населённые пункты. Такая ситуация создаёт возможность нарушителям закона об охране окружающей среды уходить от ответственности за свои «чёрные деяния». Каждый «сам себе хозяин». В этой ситуации практически невозможно выявить источники различных опасных загрязнений воздуха, воды и берегов Финского залива в районе Лужской губы. Участники ЭкоВелоАкции убеждены, что необходимо инициировать проверку наличия лицензий на определённые виды деятельности и соответствие профиля терминала осуществляемым работам. Соответствующие письма будут направлены в уполномоченные контролирующие органы. Также мы добиваемся проведения Правительством Ленинградской области независимого комплексного мониторинга экологической ситуации в районе МТП «Усть-Луга».

Встреча с коллегами и друзьями в г. Силламяэ (Эстония). июль 2018

В Эстонии (г. Силламяэ и г. Нарва) мы встретились с коллегами-экологами и обсудили возможные совместные действия для защиты наших общих прибрежных экосистем ЮБФЗ России и Эстонии. Ведь мы живем на одном берегу моря и нам нужно позаботиться о нашем общем доме. По нашим оценкам в атомные, химические, портовые и логистические проекты на ЮБФЗ России с 2000 по 2025 года инвестируется примерно 60 млрд евро.

Речь идет о строительстве новой и выводе из эксплуатации старой Ленинградской АЭС, развитии Усть-Лужского портового логистического комплекса, нового газо-химического кластера между заказниками «Котельский» и «Кургальский». Эти масштабные изменения могут радикально изменить среду обитания уже в течение одного поколения.
Нам нужно научиться взаимодействовать честно и открыто, чтобы учесть интересы не только бизнеса и власти, но и коренных жителей, которые всегда жили и работали на южном берегу Финского залива.

Организаторы ЭкоВелоАкции «Наш берег–2018»:
Олег Бодров,
председатель Общественного Совета южного берега Финского залива,

Елизавета Михайлова,
координатор проектов Общественного Совета южного берега Финского залива

Статья опубликована в газете «Сойкинский край № 7»