Кратко история Эко-ВелоКонференций.
После закрытия Зеленого мира в связи с получением статуса «иностранный агент», традицию ежегодных ЭкоВелоМарафонов продолжили члены ОСЮБФЗ, многие из
которых были членами Зеленого Мира.
Международные велоакции из России сейчас невозможны. Границы закрыты, поэтому мы решили проехать от Соснового Бора до Выборга, у границы с Финляндией. Это
сигнал нашим финским и шведским коллегам, что мы, представители гражданского общества России, готовы к продолжению сотрудничества для защиты нашей общей среды обитания.
Девиз 25-й велоакции: БАЛТИКА – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. Участники велоакции получили памятный значок «Я – БАЛТИКА». Это символ, что мы часть гигантского живого
организма – Балтийского региона, где в водосборном бассейне моря в 9 странах, включая Россию, проживает 90 миллионов человек.
Цели ЭкоВелоКонференции
- Продвинуть велосипед, как транспорт для здоровья людей и природы, а также лоббировать строительство велодорожек в регионе Финского залива.
- Познакомиться с состоянием среды обитания, возможными угрозами утраты социально-экологических, исторических и культурных ценностей российской части Финского залива.
- Обсудить с жителями текущую экологическую ситуацию на берегах Финского залива и необходимые шаги для сбалансированного развития региона.
- Выработать предложения в адрес лиц, принимающих решения, для сбалансированного развития региона Финского залива и Балтийского моря в соответствии с целями устойчивого развития ООН.Велоакция стартовала в пятницу, 23 августа в 12 часов от памятника рыбацкой деревне Устье, в центре г. Сосновый Бор.
Еще 20 лет назад рыбаки бригады Лойконена из дер. Устье вели промышленный лов рыбы в Копорской губе. Сегодня, из-за индустриальной агрессии на южном берегу Финского залива промышленное рыболовство и переработка рыбы уничтожены по всему побережья. Прекратили существование рыбколхозы Балтика и Прогресс, 4 рыбоперерабатывающих завода. Утрачена целая отрасль, работавшая на возобновляемых рыбных ресурсах – национальном достоянии России. Погибло рыболовство, как традиционный уклад жизни коренных народов, а также рыбопереработка и поставка тысяч тонн свежей рыбы и рыбных консервов в регион и на экспорт.
Проблемы на старте
Участникам велогруппы пришлось преодолеть множество барьеров в первый день маршрута Сосновый Бор – Форт красная Горка (22 км). Это отмена утренней электрички,
которая должна была доставить питерских участников к старту; ливень и вынужденный перенос старта из-за непогоды; проблемы с машиной сопровождения, прокол и ремонт шины под дождем в самом начале пути.
Радостно, что на старте к велогруппе присоединились Иван Апостолевский — депутат Законодательного собрания Ленинградской области от Соснового Бора и кандидат в депутаты сосновоборских муниципальных выборов Хаджи Байрамов на велосипедах. Спасибо за поддержку, земляки!
Как работали на маршруте участники ЭкоВелоКонференции.
В процессе велоакции участники фиксировали на фото, видео посещаемые экологически значимые и проблемные места берегов Финского залива.
Главное впечатление участников от всего веломарафона.
Велодорожки – главное позитивное впечатление от велопробега. Они дают чувство безопасности движения на велосипеде и возможность наслаждаться образами, звуками и запахами природы. Но протяженность велодорожек на побережье составила менее четверти длины нашего маршрута. На южном берегу Финского залива ее протяженность около 12 км и ограничивается территорией г. Сосновый Бор. На северном берегу их длина около 30 км от Сестрорецка до пос. Молодежный. Комфортное движение на велосипеде заканчилось на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Агрессивный стиль вождения и нарушение скоростного режима автомобилистами создает угрозу жизни пешеходам и велосипедистам в местах отсутствия велодорожек. На территории пос. Большая Ижора водитель автомобиля Mazda CX-6 с номером Х993АХ 47RUS разговаривал по мобильному телефону во время управления автомобилем и чуть не сбил участника велоакции, проходящего по пешеходному переходу с велосипедом. Это привело к острому конфликту и даже потасовке на дороге.
Предложение Правительству Ленинградской области и муниципалитетам
Разработать программу развития велодорожек на территории Ленинградской области. Это необходимо как для здоровья среды обитания, так и миллионов жителей агломерации Ленинградская область – Санкт-Петербург.
23 августа, Пт., 1-й день велоакции
Участники ЭкоВелоАкции проехали 22 км по территории муниципалитетов Сосновый Бор и Лебяжьего до форта Красная горка.
«Горячие точки» социально-экологической безопасности на маршруте 1-го дня:
- Планы строительства одного из крупнейших в мире Ленинградского глиноземного завода (ЛГЗ) рядом с крупнейшей в России Ленинградской АЭС (ЛАЭС) без учета возможных эффектов синергизма (сочетанного воздействия) эмиссии вредных веществ ЛГЗ и выбросов (и сбросов) предприятий ядерного комплекса Соснового Бора, в том числе 200 тыс. тонн пароводяной смеси градирен ЛАЭС. Еще в 1992 году эксперты Российской академии наук по договору с администрацией Соснового Бора проанализировали состояние экосистем в этом районе. Ими был сделан вывод об исчерпание экологической емкости в и не рекомендовали промышленное строительство в районе Соснового Бора.
Такое негативное воздействие, судя по мировому опыту, может проявиться на расстоянии до 50 км. Поэтому участники ЭкоВелоКонференции записали на видео свое отношение к этому строительству и призвали объединиться ЗА сохранение среды обитания от вредного производства.
Отсутствие комплексной оценки социально-экологических последствий одновременной эксплуатации четырех энергоблоков ЛАЭС с реакторами ВВЭР-1200, вывода из эксплуатации четырех энергоблоков ЛАЭС с реакторами РБМК-1000 и эксплуатации ЛГЗ.
Предложение муниципалитету Соснового Бора: восстановить детский оздоровительный лагерь на месте сгоревшего лагеря «Чайка».
1.5. Разрушение поросшей сосновым лесом дюны между Горавалдайским озером и бухтой Батарейная в Финском заливе. Мотоциклисты на кроссовых мотоциклах разрушают
тонкую почвенную подстилку, падают сосны. Возможно короткое замыкание на высоковольтной линии передач, проходящей по дюнам. Автомобили перемещаются вне
дорог, выезжают на пляж бухты Батарейная. Государственные контролирующие органы и муниципалитет пос. Лебяжий не обеспечивают соблюдение законодательства РФ по
защите Природы.
Предложение: правительству Ленинградской области вернуть в состав заказника Лебяжий бухту Батарейная и территорию от уреза воды до южной границы дюны вдоль дороги
Шепелево — Сосновый Бор.
1.6. Незаконное строительство в десятке метров от уреза воды береговой линии Финского залива в пос. Шепелёво в зоне воздействия на акваторию заказника Лебяжий.
Предложение: Следственному комитету РФ возбудить уголовное дело о незаконной деятельности в охранной зоне заказника Лебяжий.
К 17 часам добрались до Народного музея форта Красная горка. Нас, промокшую от непрерывного дождя велогруппу, встретил в натопленной «Кают-компании» форта Александр
Иванович Сенотрусов – организатор и бессменный руководитель Народного музея и ветеран экодвижения.
После вручения ему футболки и значка 25-й велоакции перешли к ужину и подготовке ко втором дню. Решили переночевать и просушиться в Сосновом Бору и второй день стартовать на велосипедах от форта Красная горка.
24 августа, Сб., второй день велоакции, (суббота).
К участникам велогруппы в Красной Горке утром присоединилась с замечательными пирогами Марина Любушкина на машине сопровождения и Маргарита Козлова (в Сестрорецке) как участник велогруппы.
Маршрут велогруппы: Красная Горка – Большая Ижора, далее перемещение велосипедов и велосипедистов на на автомобиле по КАД до Сестрорецка и далее велосипедисты по
велодорожке до пос. Молодежный. Протяженность велосипедного маршрута 45 км.
Горячие точки второго дня:
2.1. Изменение границ ООПТ Поляна Бианки и разрешение муниципалитета Лебяжьего строить дом у обрыва, на территории смотровой площадки по улице.
2.2. Опасное для велосипедистов движение автотранспорта на отрезке от Лебяжьего до пос. Большая Ижора.
Предложение правительству Ленинградской области: построить велодорожку.
Уничтожение леса на территории заказника Лебяжий от уреза воды до дороги. По-видимому, это результат выемки грунта со дна Финского залива для намыва новых территорий Васильевского острова.
Фото с этого участка сейчас и 25 лет назад из фильма «На этом берег зеленом» про 1-ю велоакцию со множеством машин вне дороги на берегу Финского залива.
Зеленая точка на карте ЭкоВелоКонференции: Елизавета Бодрова провела экскурсию по экотропе «Комаровский берег» ставшую украшением велопробега. Рассказ об эволюции жизни муравейников, их умение бесконфликтно отпочковываться, создавая новые муравейники по соседству и «договариваться» о распоряжении природными ресурсами – хороший пример для политиков в современных условиях. Экотропа хорошо продумана и профессионально реализована.
После экскурсии пообедали в полевых условиях на берегу Финского залива. После обеда двинулись к месту ночевки в детском оздоровительном лагере ЗАРЯ. Близ пос.
Молодежный. Последние несколько километров двигались без велодорожки. Движение стало опаснее. Было падение одного из участников из-за опасного участка дороги.
После обсуждения хода велоакции ночевали в комфортных условиях детского лагеря.
25 августа Вс., воскресенье, 3-й день.
Маршрут: Молодежное – Приморск 68 км.
Горячая точки
Движение авто по дюне и по пляжу в Желтой бухте,
Перспективы возможного негативного воздействия ЛГЗ:
Замусоренный лес. сбор мусора,
Вырубка леса под расширение порта близ Приморска.
Зеленые точка: Купание в живописной бухте,
Обед в лесу.
Ночлег в гостинице МАЯК в Приморске.
26 августа, Пн., 4-й день
Маршрут: Приморск – Выборг (53 км)
Кирха в Приморске
Спуски и подьемы
Обед в лесу дороги.
Финиш на красной площади
Расстование на вокзале
Участники ЭкоВелоКонференции (жирным шрифт – участники 1-й велоакции 1999 года):
1. Иван Апостолевский, Сосновый Бор 23 августа
2. Хаджи Байрамов, Сосновый Бор, 23 августа
3. Олег Бодров, Сосновый Бор, 23-26 августа
4. Татьяна Бодрова, Сосновый Бор, 23 августа, машина сопровождения
5. Елизавета Бодрова, Санкт-Петербург 23-26 августа
Маргарита Козлова, Санкт-Петербург, 24– 25 августа
7. Марина Любушкина, Ивангород, 24-26 августа, машина сопровождения
8. Коста Михайлов (10 лет, юнга велоакции, участвовал в 5 велоакциях), Санкт-Петербург, 23 – 26 августа
9. Александр Сенотрусов, Лебяжье, 23 августа, гостеприимная встреча на Красной горке.
10. Александр Шкребец, Кириши, 23 августа
11. Геннадий Шабарин, Санкт-Петербург, 23-26 августа фото и видеолетопись.
12. Алексей Тимшин, Шлиссельбург, 23 августа, автомобильная поддержка.