Основные итоги ЭкоВелоАкции “Наш берег-2020”

Движущаяся на велосипедах экологическая конференция по южному берегу Финского залива проходила в течение 5 дней: 25-26 июля и 5-7 сентября 2020.  

Цели ЭкоВелоАкции: 

  • мониторинг состояния природных, исторических, культурных ценностей, а также традиционного уклада жизни коренных народов и антропогенных источников южного берега Финского залива;
  • обсуждение с местными жителями возможных совместных действий для сохранения социально-экологических и исторических ценностей побережья;
  • проведение кампании по защите природного и рекреационного потенциала бухты Батарейная и против планов строительства в ней производственно-логистического комплекса: порта, железной дороги и завода по переработке зерновых и масличных культур.

Некоторые наблюдения на ключевых точках маршрута ЭкоВелоАкции.

Развитие ЮБФЗ происходит за счет создания новых крупных промышленных и логистических объектов без учета возможностей воспроизводства среды обитания и рекомендаций Совета по развитию гражданского общества и прав человека 

 

  1. Пос. Лебяжье и заказник Лебяжий: 
Велогруппа на фоне краеведческого музея на форту «Красная горка», созданного силами энтузиастов

За последний год получили развитие народный музей форта “Красная Горка” и Краеведческий музей. В обоих музеях волонтерами проводятся экскурсии. В мемориальном яблоневом саду, основанном 2 года назад, появились новые яблони в память об ушедших от нас экологов и других граждан России, оставивших заметный след в жизни страны.

В заказнике Лебяжий  — водно-болотное угодье международного значения — продолжает нарушаться Положение о заказнике: движение транспорта происходит вне дорог общего пользования, разрушается береговая линия. По прежнему отсутствуют эффективные меры по строгому соблюдению природоохранного статуса этой ООПТ. 

 

  1. Бухта Батарейная
Бухта Батарейная — любимое место отдыха жителей региона

 

Бухта и прибрежные дюны по оценкам научных экспертов — среда обитания краснокнижных растений и птиц. В конце 90-х гг. XX века она была исключена из состава заказника Лебяжий с целью обеспечения строительства порта для экспорта нефтепродуктов. 

Ранее на берегу и в акватории размещалась инфраструктура для обслуживания ВМФ.  Бывшие строения военных разрушены. Порт не был построен. Земли и акватория бухты под юрисдикцией Правительства РФ. Побережье захламлено мусором. 

Ныне бухта — популярное место отдыха и занятия водными видами спорта. Движение личного транспорта вне дорог и стихийные стоянки разрушают дюны. Также дюны разрушаются из-за движения квадроциклов и мотоциклов. Полуразрушенные и замусоренные строения бывшего военного городка на дюнах нарушают гармонию природы.

В 2020 году Правительство РФ передало территорию бухты (1,1 млн кв.км) под строительство зернового терминала, завода по переработке масличных культур и железной дороги.

Мы организовали и провели субботник по уборке мусора в бухте. Собрано и вывезено 20 мешков мусора. Присоединяйтесь  к нашей группе ВКонтакте за сохранение бухты Батарейной для людей и птиц.

Оказали содействие депутатам Соснового Бора в сборе более 1800 подписей под обращением к губернатору Ленинградской области с предложением отказаться от поддержки строительства порта и завода в бухте.  

Распространили 600 почтовых открыток в адрес Премьер Министра РФ и Губернатора Ленинградской области от имени жителей СПб., и Ленинградской области с предложением отказаться от планов строительства в бухте Батарейная и вернуть бухту в состав заказника Лебяжий. Поддержку распространения открыток оказали жители Санкт-Петербурга, Петергофа, Ломоносова, Лебяжьего, Соснового Бора, Вистино, Кингисеппа, Ивангорода.  

 

  1. Город Сосновый Бор и атомный кластер.
Новая велодорожка созданная в Сосновом Бору до ЛАЭС

В атомграде Сосновый Бор построена отличная велодорожка вдоль береговой линии  Копорской губы от города до Ленинградской АЭС. Протяженность примерно 3 км. Очень популярна для велосипедистов, любителей бега и прогулок с детьми. К сожалению, при строительстве нарушили корневую систему соснового леса. Есть упавшие деревья.

В настоящее время эксплуатируются без оценки комплексного воздействия на среду обитания:

  • 6 энергоков Ленинградской АЭС; в том числе окончательно остановленный 1-й энергоблок с реактором РБМК-1000, 2-й энергоблок, который планируют окончательно остановить в декабре 2020; 2 энергоблока с реакторами ВВЭР-1200,  один из которых работает, а второй находится в режиме пуско-наладки;
  • 5 реакторов Научно-исследовательского технологического института, работающие в экспериментальном режиме; большая часть реакторов находятся в разных стадиях вывода из эксплуатации;
  • Экомет-С — крупнейший в Европе завод по переплавке радиоактивного металла мощностью до 10 тыс. т/год, работающий на сырье, поступающем от атомной и нефтегазовой промышленности России;
  • сосновоборский филиал национального экологического оператора РосРАО  национальное хранилище радиоактивных отходов;

 

  1. Заказник Котельский (Копорская губа).
Остатки рыбацкого деревянного пирса (гавань Пейпия)

Дирекцией особо охраняемых природных территорий Ленинградской области создана экологическая тропа. На одном из участков экомаршрута наблюдали интересную, но грустную картину: стоят остатки рыбацкого деревянного пирса (гавань Пейпия), бывший стол для сортировки рыбы, вагончик на полозьях (видимо морозильник) и другую б/у рыболовецкую утварь. К сожалению, промышленное рыболовство после строительства индустриальных и портовых объектов на южном побережье Финского залива практически исчезло.

 

  1. Поселок Вистино (Лужская губа)
Площадка под строящийся терминал ООО «Ультрамар»

Продолжают строиться морские терминалы порта «Усть-Луга».  Некогда популярный среди местных жителей пляж в Вистино замусорен и уменьшается под натиском двух морских терминалов: контейнерного «Новая гавань» и по перевалке химических удобрений ООО «Ультрамар». Последний начал строительство еще до прохождения экспертиз и публичных слушаний по межеванию территории. Бывшая рыболовецкая мекка превратилась в пыльные и разбитые дороги, по которым практически 24 ч в сутки ездят грузовики, засилье мигрантов-строителей и полное угнетение традиционной среды обитания коренного населения.

Центр ижорского языка и гончарного мастерства, появившийся в Вистино при поддержке компании НордСтрим2 (НС-2), это прекрасно.  Крупный бизнес помогает возродить утраченные традиции малочисленных народов, но в то же время разрушает исконную среду обитания этих народов, запирая их в стены этого музея. Проложив газопровод через заказник Кургальский, НС-2 нанес урон среде обитания, который невозможно компенсировать созданием этого центра.

 

  1. Усть-Лужское сельское поселение
План строящегося городка на 30-40 тысяч жителей в районе Краколье

Строящийся комплекс по переработке газа и города с населением 30-40 тыс. человек без современных очистных сооружений катастрофически усилит антропогенную нагрузку на эту территорию. Вероятнее всего, с такими планами Кургальскому заказнику, расположенному по соседству, придет конец!

 

  1. Кургальский заказник
Завершается строительство газопровода НордСтрим-2 в заказнике Кургальский

Проведена инспекция состояния среды обитания в месте прокладки газопровода НС-2.

Наземные работы продолжаются. Трубопровод уложен под землю и засыпан песком, а ближе к Нарвскому заливу – еще и землей. На тех участках, где насыпана земля, работники распыляли через шланг нечто зеленое. Насколько мы поняли, идет распыление семян травы на каком-то субстрате. Сетки-рабицы практически нигде нет.

Вековые деревья рядом с трассой газопровода НС-2 ветром вырваны с корнем. Таким образом, хоть и был заявлено прохождение траншеи шириной 30 м в этом месте, но по факту лес страдает и за её пределами. Нашли совсем недалеко от трассы (метрах в 30) брошенное гнездо орлана-белохвоста. Краснокнижный вид пернатых так в него и не вернулся после начала прокладки газопровода НС-2.

Видели следы лося и медведя. Будем надеяться, миграция животных через коридор трубопровода может восстановиться, если не будет светового и шумового загрязнения.

Во время ЭкоВелоАкции распространили информационные материалы о состоянии среды обитания и экологических рисках на ЮБФЗ   «Наш берег: природные ценности и опасные объекты южного берега Финского залива Балтийского моря»  и «Особо охраняемые природные территории международного значения южного берега Финского залива»  

Несмотря на не радужные перспективы на южном берегу Финского залива в отношении сохранения среды обитания, остается надежда, что совместные усилия экозащитников и активных жителей побережья по защите родных мест, дадут свои плоды!