20-25 июля 2019 прошла ежегодная велоакция вдоль южного берега Финского залива (ЮБФЗ) от границы Санкт-Петербурга до границы Эстонии.
Маршрут: Лебяжье (Заказник «Лебяжий») – Кандикюля — Сосновый Бор – Вистино – порт «Усть-Луга» — Лужицы – заказник «Кургальский» (Большое Куземкино, Гакково) – Заказник «Котельский» (садоводство «Корвет», база отдыха «Голубое») – Сосновый Бор.
Дистанция: около 300 км.
Участники: на всех этапах 16 человек, в том числе на велосипедах – 13.
Главные изменения на ЮБФЗ по наблюдениям за 20 лет ежегодных велоакций:
- Традиционное рыболовство и рыбопереработка, — основное занятие коренных жителей на 180 км береговой линии, заместились на новые атомные, портовые, трубопроводные объекты. Четыре завода по переработке рыбы закрыты. Рыбацким деревням в восточной части Лужской губы отрезана дорога к морю.
- Подорвано естественное воспроизводство рыбы; появились признаки исчерпания экологической емкости в районе ядерного кластера г. Сосновый Бор. Процент цитогенетических повреждений семян и хвои сосен в районе ядерного кластера в 3 раза, а в г. Сосновый Бор в 2 раза выше, чем на границе СПб. (около 40 км от ядерного кластера).
- Закрыта региональная экологическая лаборатория, позволявшая оценивать текущее состояние и делать прогнозы возможных изменений природных экосистем ЮБФЗ. Лица, принимающие решения при оценке допустимости размещения новых индустриальных и логистических проектов используются главным образом экономические, а не экологические критерии.
- Создано 2 новых ООПТ («Восток Финского залива» и «Поляна Бианки»); в существовавших ООПТ изменили границы и ослабили режим природоохраны, позволяющий внедряться на территорию бизнесу.
ГЛАВНЫЙ ЛОЗУНГ ВЕЛОАКЦИИ И КАМПАНИИ НАШ БЕРЕГ 2019 — «Берегам Финского залива — раздельный сбор и переработка бытовых отходов».
Ситуация с вывозом бытовых отходов на ЮБФЗ плохая. Мы наблюдали переполненные контейнеры в населенных пунктах. Их количество явно недостаточно для обслуживания местных жителей и дачников.
Раздельный сбор и переработка твердых бытовых отходов организован небольшими инициативными группами волонтеров (Санкт-Петербург, Сосновый Бор). Это не отвечает потребностям и социальным запросам жителей ЮБФЗ.
Участники велоакции распространили 400 почтовых открыток с обращениями жителей ЮБФЗ к властям Ленинградской области с предложением организовать раздельный сбор и переработку твердых коммунальных отходов;
Раздали 200 лифлетов «Берегам Финского залива – раздельный сбор отходов» с простыми правилами для каждого жителя, чтобы уменьшать объемы свалок и сохранять природу http://decommission.ru/wp-content/uploads/2019/07/rasdel_sbor_inter.pdf
Участники велоакции обсудили с председателем правления садоводства «Корвет» (близ ООПТ «Котельский») возможность внедрения раздельного сбора и утилизации отходов с территории садоводства с 3.000 участков. Наши новые партнёры проявили большой интерес к этой актуальной для них теме. Наметили конкретные шаги, чтобы в ближайшем будущем процесс пошел!
Участники велоакции посетили (при поддержке Николая Кузьмина, председателя Постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Ленинградской области) «Усть-Луга Ойл» — один из 12 действующих терминалов порта Усть-Луга. В двухчасовой беседе приняли участие Николай Кузьмин, Александр П. Худилайнен – председатель совета директоров, Елена Газизова — инженер-эколог, другие сотрудники АО «Усть-Луга Ойл» и участники велоакции. Принимающая сторона рассказала о работе терминала, провела экскурсию по своей территории. Участники велоакции обсудили возможное взаимодействие по защите среды обитания нашего региона. Велогруппа была впечатлена высокой культурой безопасности на терминале.
В то же время отсутствует комплексный экологический мониторинг всего портового комплекса «Усть-Луга», в котором действуют 12 различных терминалов. Строительство новых терминалов и береговой инфраструктуры продолжается. При этом коренным жителям восточной части Лужской губы отрезаются традиционные подходы к морю. Их интересы и гарантированные Конституцией РФ права на благоприятную экологическую среду нарушаются. Отсутствуют эффективные законодательные нормы и правоприменительная практика, способные учесть интересы коренных, в том числе малочисленных народов ижора, водь.
Участники велоакции обследовали Заказник Кургальский (защищен Рамсарской и Хельсинкской конвенциями) в районе прохождения транс-балтийского газопровода Норд Стрим-2. Пройдя 1,5 км вдоль ограждения сухопутной части трассы газопровода Норд Стрим-2, добрались до входа трубы в Нарвский залив.
Сотрудники службы безопасности без объяснения причин запрещали нам делать фото- и видеосъёмку.
Вдоль ограждения трассы-множество следов животных, которые теперь не могут свободно перемещаться по привычным тропам.
Строительство идёт круглосуточно. Имеется сильное шумовое загрязнение, а ночью, по словам местного жителя, к нему добавляется и световое загрязнение вдоль всей трассы газопровода по территории заказника, где обитают 200 видов живых организмов, занесенных в красные книги.
Эстакада с двумя нитками газопровода Норд Стрим-2 вдается далеко в море и разрезает не только наземную, но и водную часть особо охраняемой природной территории международного значения.
По итогам велоакции организаторы предпримут шаги для защиты среды обитания ЮБФЗ и прав коренных жителей.
31 июля Олег Бодров и Николай Кузьмин подвели итоги велоакции на радио России.
Видеоролики о велоакции смотрите здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLmMD4KjErBG2k2GmolLX2Ym85FUZihkcq
Фотоальбом о велоакции «Наш берег-2019» смотрите здесь
статья в газете «Маяк» о велоакции «Наш берег-2019» :
Радио России: интервью по итогам велоакции Олега Бодрова и Николая Кузьмина