Очередной участок живописного побережья Финского залива будет отдан под строительство. Российское правительство без торгов предоставило бухту Батарейная в Ломоносовском районе Ленинградской области под создание производственно-логистического комплекса, сообщил в конце мая ТАСС. Жители Петербурга и Ленинградской области переживают о потере прекрасного места для отдыха, эксперты говорят о том, что принимаемые решения похожи на волюнтаристские и нуждаются в пересмотре.
Участок в бухте Батарейная, где в советские годы располагалась база заправки подводных лодок, впоследствии заброшенная, федеральные власти передали в десятилетнюю аренду ООО «Балтийский зерновой терминал», входящему в группу компаний «Содружество». Объём инвестиций – порядка 35 миллиардов рублей, в том числе вложения в устройство акватории и подходного морского канала в размере 8 миллиардов рублей. Начало работ запланировано на этот год, если не помешает коронавирус или иной форс-мажор. Проект официально признан крупномасштабным.
Полюбившие отдыхать на заброшенной после ухода военных бухте Батарейная петербуржцы и жители Ленинградской области не могут смириться с грядущей утратой красивейшего участка побережья с сосновым лесом. Здесь широкие пляжи и чистая вода, условия в определённую погоду благоприятствуют даже занятиям сёрфингом. «Все забирают!!! Лучшее место для отдыха на берегу Финского залива», – возмущаются жители. Побережье Финского залива действительно становится с каждым годом всё более труднодоступным.
В регионе надо строить инфраструктуру по экспорту сельхозпродукции. Но вопрос, зачем под очередной порт отдавать целую бухту? У нас мало портов в Ленинградской области?
Портовая инфраструктура должна быть сосредоточена в одном месте, нет смысла организовывать порты по всему побережью, считает глава Комитета по производительности труда и поддержке занятости Ленинградской Торгово-промышленной палаты Валерий Шинкаренко. По его мнению, в бухте Батарейная целесообразнее было бы организовать рекреационную зону.
«Сумма инвестиций – 35 миллиардов, ещё 8 миллиардов – дноуглубительные работы. Все рады, что в Ленинградскую область придут деньги и рабочие места. В регионе надо строить инфраструктуру по экспорту сельхозпродукции. Но вопрос, зачем под очередной порт отдавать целую бухту? У нас мало портов в Ленинградской области?
Посмотрите на южный берег Финского залива: царские резиденции – Стрельна, Петергоф, Ломоносов. Дальше следуют Большая Ижора, Лебяжье, бухта Батарейная, откуда потихоньку уходят военные. Это прекрасное место для создания зоны рекреации всей Петербургской агломерации. Отдадим эти места людям, будем строить там зоны отдыха, пляжи. К вопросу о европейском пути развития – надо думать о людях. Очередному миллиардеру – у нас их больше ста – дали отдельную бухту. Пускай два миллиардера договорятся и сделают в одной бухте, где уже есть порт, зерновой терминал. Наша позиция такая – в бухте Батарейная надо развивать зону отдыха».
Эколог, председатель Общественного совета южного берега Финского залива, Олег Бодров в общении с «Родиной на Неве» высказал убеждение, что стратегия использования побережья Финского залива должна быть комплексной, а также должна обсуждаться открыто. Намерение извлечь выгоду как можно скорее в перспективе может привести к негативным последствиям.
Бухта Батарейная – излюбленное место тысяч петербуржцев и жителей области. Там постоянно отдыхают. Если туда приехать в будний день, можно увидеть сотни, а в воскресный – тысячи людей.
«Около двадцати лет назад бухта Батарейная была отдана “Сургутнефтегазу”. Был торжественно заложен терминал, проект получил поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Но в итоге проект не пошёл. В то время бухта Батарейная была частью заказника «Лебяжий», границы которого распространялись от Большой Ижоры (южный берег Финского залива) до устья реки Коваши (Сосновый Бор). Это было связано с тем, что тысячелетия близлежащая береговая территория была местом, где останавливались перелётные и водоплавающие птицы, которые весной из Западной Европы перемещаются в северные регионы России. Они останавливаются примерно в течение месяца весной, и после появления потомства, осенью, возвращаются обратно. Это десятки тысяч птиц, в том числе лебедей, но не только. Отрезали эту часть бухты Батарейная до устья реки Коваши, это примерно треть акватории заказника. Естественно, птицы каким-то административным решениям не подчиняются и продолжают до сих пор прилетать туда.
После того как не состоялся проект в бухте Батарейная, мы пытались вернуть границы в прежнее положение, но встретили сопротивление региональных властей, потому что они рассматривают береговую линию как пустое место, где можно разместить какие-то промышленные объекты, чтобы получать в бюджет деньги. При этом другие критерии, кроме экономических, их не интересуют. Речь идёт не только о птицах, это излюбленное место тысяч петербуржцев и жителей области. Там постоянно отдыхают. Если туда приехать в будний день, можно увидеть сотни, а в воскресный – тысячи людей. Это очень важная функция побережья для жителей мегаполиса.
Эту территорию отрезают и передают в “Содружеству”. Причём, если “Сургутнефтегаз” планировал строить терминал, то, по сообщениям СМИ, “Содружество” планирует строить не только экспортный терминал, но и промышленный объект для переработки зерна. Надо сказать, что на этой территории совершенно отсутствует инфраструктура: нужно будет вести железную дорогу, вырубать очень красивый сосновый лес и сносить дюну. Это самая высокая дюна на южном берегу Финского залива, а, может быть, даже во всей области – сорок метров высота. Её неизбежно будут уничтожать.
Понятно, что регион нуждается в поступлениях в бюджет,но очевидно и то, что жители Петербурга и области нуждаются в отдыхе, ясно, что птицы нуждаются в пространстве, где они тысячелетиями останавливаются.
Как мне представляется, имеет место и серьёзная экологическая, и социальная проблема в виде утраты места отдыха. Помимо прочего, вдоль берега проходит областная дорога, по которой сейчас движется весь транспорт вдоль южного берега Финского залива, в выходные здесь бывают пробки. Если будет строительство, будет возникать горячий конфликт, потому что это единственная дорога.
Мы обратились к губернатору с предложением организовать системное решение проблемы. Понятно, что регион нуждается в поступлениях в бюджет,но очевидно и то, что жители Петербурга и области нуждаются в отдыхе, ясно, что птицы нуждаются в пространстве, где они тысячелетиями останавливаются – это цепочка жизни между Западной Европой и Россией, которую мы можем прервать.
Экономическое развитие фактически привело к тому, что уничтожена целая отрасль – промышленное рыболовство на южном берегу Финского залива. Утрачены тысячи рабочих мест.
Как решить эту проблему? Существует способ, который называется пространственное планирование. В контексте побережья можно говорить – морское пространственное планирование. Когда с помощью всех заинтересованных сторон оцениваются различные участки территории всего побережья, и потом происходит зонирование – где целесообразно строить промышленные объекты, где располагать зоны рекреации, где будет зона особо охраняемой природы. После такой процедуры можно безболезненно принимать политические решения. Сейчас они исключительно волюнтаристские: приходит бизнес – я хочу здесь, а власть, давая добро, при этом не оценивает, для кого и какое эта территория имеет значение.
Есть цивилизованные решения, которые отработаны. Более того, Россия вместе со странами Балтийского региона подписывала соглашение о принятии к 2020 году законодательных норм, обеспечивающих процедуры морского пространственного планирования. В нём должны присутствовать представители власти, бизнеса и заинтересованной общественности, а также муниципалитеты, на территории которых всё происходит. Все заинтересованные стороны подключаются, чтобы исключить социальные, экологические конфликты и запустить переговоры. Россия подписала это соглашение со странами Балтийского региона, и надо его выполнять. Для этого ничего сверхъестественного не нужно, просто нужно садиться за стол переговоров, разрабатывать законодательные нормы, а не выдавливать какие-то компоненты и работать на уничтожение.
Из-за того, что внедрялись порты, объекты промышленности, атомные объекты, за последние двадцать лет фактически уничтожено промышленное рыболовство. Работало четыре завода по переработке рыбы на южном берегу Финского залива, все они закрылись. То есть это самое экономическое развитие фактически привело к тому, что уничтожена целая отрасль – промышленное рыболовство на южном берегу Финского залива. Утрачены тысячи рабочих мест. В чем преимущество рыболовства по сравнению с другими объектами, которые здесь продолжают развиваться? Речь идёт о возобновляемых ресурсах, рыбные ресурсы – это национальное достояние. Сейчас они уничтожаются в угоду экспорту невозобновляемых природных ресурсов. То есть мы разрушаем базовые основы стабильной жизни на южном побережье Финского залива.
То, что сейчас происходит в бухте Батарейная, это частичка системной проблемы, которую нужно решать, проявляя политическую волю и дальновидность, а не опираясь на сиюминутные решения».
Юлия Медведева