В посёлке Лебяжье, многие годы бывшем колоссальной «военной базой», энтузиасты придумали новый метод спасения природы, который распространяется по стране. Преодолевая нашествие «силовиков», насилие и равнодушие власти, они создали первый в истории страны муниципальный заказник. Знакомство с ним состоялось в первый день велопробега вдоль Финского залива «Наш берег – 2017».
С утра 2 августа 2017 года шёл сильный дождь. и велопробег стал представляться в мрачных тонах. К счастью, сильный ветер унёс дождевой фронт довольно оперативно и к 11 утра небо прояснилось. Группа Общественного Совета Южного берега Финского залива собралась в посёлке Лебяжье Ленинградской области.
В этих местах с царских времён создавался мощный военный узел, который стал распадаться в последние десятилетия. Зона перестала быть труднодоступной и сохранившиеся почти в неприкосновенности живописные берега залива стали желанным приобретением для «новых дачников».
Строительство частных домиков, домов и «дворцов» приобрело массовый характер, о чём свидетельствует невероятное изобилие объявлений о строительных работах, копке колодцев, доставке стройматериалов и прочем.
Начались посягательства на самые любимые местными жителями места. Одно из них – прибрежный лес и мощные дюны, где расположена дача семейства Бианки. В начале минувшего века каждое лето она превращалась в центр культурной жизни. Здесь гостили и выступали учёные, артисты из Санкт-Петербурга. Отец будущего знаменитейшего писателя-анималиста Виталия Бианки обучал здесь поселковых детей…
И вот на небольшой участок сохранившегося естественного побережья покусились застройщики. Причём применили весьма изощрённую схему, чтобы обойти закон и заработать побольше денег. Узнали местные жители про эти планы случайно, и возмущению их не было предела.
Во главе протеста встал местный житель. Бывший военный-спецназовец Александр Иванович Сенотрусов. Благодаря неуёмной энергии, словом и делом ему удалось организовать твёрдую оборону и защитить любимый природный уголок. Это было очень трудно, опасно.
Участники велопробега встретились с Александром Ивановичем у бывшего (ныне частично перестроенного) дома Бианки.
Захватывающий и поучительный рассказ «Хроники «Поляны Бианки»
2007 год: появление плана занять прибрежную часть залива коттеджной застройкой. Протест местных жителей.
«Тут 500 лет не селились, так как эти места заливались при сильных наводнениях. Местные жители знали это. Пришли новые люди. Они не интересуются местной историей и культурой. Им главное выход к морю, вид на море, дорогая во всех отношениях земля.
Они разработали хитрую схему захвата земли, которую наша организация «Зелёный мир», впервые открыла гражданам России.
Землю получают инвалиды. Даже те, у кого нет на это денег, кто не нуждается в жилплощади. Главное, чтобы это был инвалид, и жил он в Санкт-Петербурге или Ленинградской области. Потом от имени инвалидов некое доверенное лицо нанимает компанию, которая оценивает участок. Заметим – не владелец земли назначает цену, а покупатель. Оказывается большой участок на берегу залива стоит не миллион двести, а 160 тысяч. Рублей.
Потом инвалид отдаёт деньги в Лебяженское поселение и Ломоносовский район. И тут же продаёт» свой участок «добросовестному приобретателю».
Огромная зелёная территория, пляж шириной 110 метров могла превратиться в закрытую зону. Жителям Лебяжьего был бы закрыт выход к морю».
26 апреля 2008 года: субботник на «Поляне Бианки». Собрано 900 подписей в поддержку заказника. Собрано 280 мешков мусора, перерезаны канавами три несанкционированных въезда в парк и пляж.
«Мы поняли, что нужно найти способ закрыть возможность захвата этого участка навсегда. Стали искать, не забывая работать с людьми, напоминая всем, что это наша земля.
Я отправился в Комитет по природопользованию и один из тамошних профессионалов сказал: «В законе об ООПТ есть фраза «и другие охраняемые территории». Мы смотрим на него. Он повторяет: «Поняли? Федеральные, региональные и… местные, муниципальные. Закон не запрещает».
Мы тут же за 40 минут родили способ сохранения природных участков, новый вид особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они могут создаваться местными жителями, местной властью.
Потом встала другая задача. Нужно было доказать, что эта территория действительно очень ценная в природном отношении.
Тут помогла большая наука. Помог ушедший уже «отец заказников» – Николай Георгиевич Носков. Он собрал большую бригаду специалистов. Но для их работы потребовались деньги. Чтобы первая в стране муниципальная ООПТ выглядела достойно.
Нужно собрать 530 000 рублей. Где? Как?
Вот мы стоим сейчас у домов небедных людей. Тут собралось много крупных
управленцев, менеджеров. Они сложились, и мы получили требуемую сумму. В итоге мы создали отличное обоснование заказника.
Те, кто не мог помочь материально, работал «на земле». Ходили по домам, собирали подписи, рассказывали, что нужно сделать и почему. Подготовительная работа заняла у нас полтора года. Участие жителей было разным, но оно было большим – люди лично сопричастны созданию заказника».
Июнь-июль 2008 года: общественные слушания по созданию заказника.
«Было сопротивление. На первое общественное слушание к нам в зал нагнали бригаду внутренних войск, не дали войти жителям. Зал проголосовал – против.
Ко второму разу мы собрали подписи 900 семей и всех возможных общественных организаций, кроме единственной, ну вы понимаете, про которую я говорю.
Понимая, что третий раз нам уже не собраться, я обратился к коллегам. У нас тут 950 офицеров запаса и в отставке. И была, как говорят картина маслом. Мы пришли на слушания, а в зале уже сидят служащие внутренних войск, контрактники, а на подходе ещё колонна. По моей просьбе наши сторонники прибыли в наградах. Мы выстроились и обратились к сидящим с просьбой: «Ребята, нам здесь умирать, а вы послужите и уйдёте. Дайте нам решить судьбу этой территории самим». И знаете, почти весь зал вышел вон».
31 июля 2008 года: Совет депутатов МО Лебяженское городское поселение утвердил создание особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт «Поляна Бианки».
Июль 2011 года: депутаты Лебяжьего ликвидировали заказник.
«Этому решению невольно «поспособствовала» Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура. Она сообщила, что надо привести документацию по заказнику в соответствие с федеральным законодательством. Власть Лебяжьего интерпретировала это по-своему – надо ликвидировать «Поляну Бианки».
Мы обратились в правоохранительные органы. Написали прокурору района. Обратили внимание на чётко прописанный закон: ООПТ создана в соответствие со статьёй 2 федерального Закона N 33: «органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (… охраняемые природные ландшафты…)». Правительство Ленинградской области своим постановлением №151 от 22 июня 2007 года утвердило положение об особо охраняемых природных территориях местного значения в Ленинградской области. Всё это дало право создать «Поляну Бианки».
Мы предложили прокурору признать решение депутатов о ликвидации заказника недействительным или отменить».
Информационный щит заказника готовится волонтёрами к установке. Фото «Зелёного мира»
25 августа 2011 года: после обращения «Зелёного мира» к прокурору Ломоносовского района и массовых протестов жителей поселка, а также широкого резонанса в СМИ, Совет депутатов Лебяжьего отменил своё решение о ликвидации.
29 декабря 2011 года: нападение на инициатора создания заказника Александра Сенотрусова – около десяти ударов битой. Госпитализация.
«Напал до сих пор неизвестный преступник в чёрном спортивном костюме и черной маске в безлюдном месте. На сообщение о произошедшем ни скорая помощь, ни полиция не откликнулись. У медиков – нет машин. Милиция посоветовала идти к врачу.
Наши противники не имеют моральных тормозов – покушение на меня это хорошо показало. Хорошо, что из Соснового Бора приехал Олег Бодров (руководитель «Зелёного мира») и отвёз меня к врачу.
Нападение было закономерным. 36 участков были уже практически в рукаху крупных «хищников» и вдруг кто-то у них отнимает лакомство. Они должны были отреагировать».
Здесь стоял информационный щит заказника, который установили активисты. Его сожгли и снесли остатки трактором. Фото Activatica
Июль 2017 года: на территории заказника в прибрежной зоне залива началось незаконное строительство, правоохранительные органы стараются его «не замечать».
«У «Поляны Бианки» есть проблема – выходец из Соснового Бора. 2 августа 2017 года он начал бетонные работы на берегу.
Меняются прокуроры разного уровня. Не меняется позиция: если на участок есть документ регистрационной палаты, значит всё правильно. Никто из захватчиков не наказан.
Удалось отменить в Лебяженском городском поселении только 8 участков в деревне Красная Горка. Только потому, что один из участков инвалид «продавал» уже будучи покойным. Поэтому продажу этого «пакета» участков завернули.
Сюда, на это берег приезжали прокуроры пару недель назад. Они не увидела заложенного фундамента, подготовленного забора.
Бетонные работы идут в 20 метров от заметно упавшей воды в заливе, при её подъёме будет заметно меньше.
Этот строитель уже пригрозил, что дорога его, поэтому местные жители на залив не попадут. По его словам живет прямо напротив через залив. Это, наверное, Комарово, Зеленогорск. Говорит, что всю жизнь мечтал иметь дом на берегу, вот здесь, чтобы рыбачить, приглашать друзей. Местные рассказывают, что он родственник одной из чиновниц Соснового Бора.
Застройщики рискуют. Жители Лебяжьего, много вложившие в Поляну сил и денег, сами стараются защитить её. Они хотят видеть торжество закона или, хотя бы, справедливости. Если правовой способ не срабатывает, начинается народное сопротивление. Оно не имеет границ. Уже не раз горели незаконные строения».
Опыт создания «Поляны Бианки» распространяется по стране. Появляются муниципальные заказники в регионах России.
От «Поляны Бианки» участки велопробега отправились на богатый историей форт «Красная Горка». О ней будет отельный рассказ.
Дорога шла по гребню высокой прибрежной террасы, откуда открывался просторный вид на море, на корабли, стоящие на рейде порта «Усть-Луга».
Проезжали древнюю ижорскую деревню, ныне называемую «Старая Красная горка», которую 300 с лишним лет назад сжёг Пётр I. Сжёг по великой надобности, повелев отстроить заново.
В те далекие времена молодой русский флот шёл воевать шведский Выборг. Налетел жестокий шторм и разбросал корабли.
Петр I, управляя яхтой «Лизетта», добрался до высокого берега и стал поджигать сараи и хозяйственные постройки, а потом и дома. Зарево, полыхавшее долгое время, стало маяком, на свет которого собрался флот. Потеряли, как говорят летописи, всего несколько кораблей.
Этому событию посвящена картина Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Хранится в Русском музее.
Петр I повелел выдать всем жителям деревни лес из императорских лесов на восстановление домов. Многие из них пережили столетия драматической истории этих берегов и стоят жилыми по сию пору.
Продолжение следует!
«Поляна Бианки» Площадь около 20 гектаров.
Практически единственное место для прогулок и отдыхам в пределах поселка Лебяжье. Хорошо сохранившиеся природные комплексы побережья, массовый пролёт птиц во время весенней и осенней миграций.
Прибрежный участок, это террасированная приморская равнина (литориновая терраса) с береговыми валами вдоль берега залива.
На территории прибрежно-рекреационной зоны выявлено 226 видов сосудистых растений, 2 вида амфибий, 1 вид рептилий, 19 видов млекопитающих и около 100 видов птиц.
Птицы, включенные в Красные книги Ленинградской области и России: чернозобая гагара, лебедь-кликун и малый лебедь, скопа, орлан-белохвост, кулик-сорока полярная крачка и многие другие.
На ООПТ запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, ведущая к уничтожению (деградации) охраняемых природных комплексов и объектов, в том числе:
отвод новых участков земель под любое строительство, г) все виды рубок; движение всех видов авто- и мото- транспорта в течение круглого года; з) устройство вне специально отведенных мест бивуаков, костров, пуск палов.