31 января 2019 г. в Институте Региональной прессы прошла пресс-конференция на эту тему, в которой приняли участие Олег Бодров (Общественный совет южного берега Финского залива), Андрей Лаппо (Институт аква-территориального планирования ООО «Ермак Северо-Запад») и Николай Кузьмин (депутат ЗАКСа Ленинградской области).
Многолетний мониторинг социально-экологического развития южного берега Финского залива (ЮБФЗ)демонстрирует кризис взаимодействия общественности, бизнеса и власти. За прошедшие 30 лет и в ближайшем будущем в 180 км береговой зоны от Санкт-Петербурга до границы с Эстонией по будет вложено около 60 млрд евро в крупные инфраструктурные проекты.
Таким образом, в каждый метр берега будет инвестировано около €300 000 в проекты, связанные с негативным воздействием на окружающую среду.
Некоторые крупные проекты продвигавшиеся за 20 лет, вызывавшие острые социально-экологические конфликты на ЮБФЗ:
- Сосновоборский алюминиевый завод (Российско-американский проект, примерно $ 1 млрд.). Остановлен из-за протестов жителей ЮБФЗ и референдума в Сосновом Бору, главным образом из-за угрозы загрязнения р. Систа – источника водоснабжения города;
- Пункт захоронения радиоактивных отходов в г. Сосновый Бор. Заморожен после протестов сосновоборцев и депутатов ЗакСов Ленинградской области и Санкт-Петербурга из-за не учета разработчиками многих экологических и политических факторов;
- НордСтрим 2 – трансбалтийский газопровод начал свою реализацию в Кургальском заказнике при продолжающихся возмущениях независимых экспертов из-за уничтожения краснокнижных видов и не учета интересов коренных малочисленных народов.
- Порт «Усть-Луга». Проект развивается, но сопровождается острыми конфликтами с жителями побережья Лужской Губы, традиционный уклад жизни которых всегда был связан с рыболовством и рыбопереработкой, разрушающийся при работе порта.
Таким образом, при продвижении крупных экологически значимых инфраструктурных проектов не учитываются интересы всех сторон. Это приводит не только к социально-экологическому, но и экономическому ущербам (подрыву воспроизводства возобновляемых рыбных ресурсов, промышленного рыболовства и разрушение ООПТ). Нанесенный урон не оценивается адекватно и не учитывается при планировании социально-экономического развития ЮБФЗ.
Изучая опыт регулирования конфликта интересов, Общественный совет южного берега Финского залива (ОС ЮБФЗ) познакомился с практикой взаимодействия общественности, бизнеса и власти при продвижении портовых проектов в России, Финляндии и Эстонии. На основе полученной информации создан документальный фильм «Берега живут морем: опыт общественного участия в морепользовании » и Концепция «Общественность. Бизнес. Власть. Опыт участия в морепользовании».
Мы считаем важным создание и внедрение правовых механизмов для более глубокого вовлечения заинтересованных сторон в обсуждение.
Нужен законодательно обеспеченный диалог заинтересованных сторон как альтернативу протестным акциям.
Необходимыми условиями начала диалога между властью, бизнесом и общественностью являются открытость и готовность к компромиссам.
Мы предлагаем возможные модели регулирования конфликтов с учетом интересов всех вовлеченных сторон для сбалансированного развития российского южного берега Финского залива.
Для обеспечения единых европейских стандартов общественного участия Российской Федерации целесообразно подписать и ратифицировать Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
Необходимо, также, ратифицировать Конвенцию Эспоо «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», что обеспечит более широкое вовлечение заинтересованной общественности стран Балтийского региона в принятии решений по крупным транснациональным проектам.
Как известно, Россия ратифицировала Хельсинкскую Конвенцию, в рамках которой в 2007 году был принят План Действий по Балтийскому морю (ПДБМ). В принятом Плане рекомендуется “вовлекать общественность и заинтересованные лица в мероприятия, способствующие оздоровлению Балтийского моря, а также активно способствовать участию общественности в процессе принятия решений”. Согласно ПДБМ, необходимо разработать общие принципы широкомасштабного морского пространственного планирования (МПП) морских и прибрежных районов для обеспечения охраны и устойчивого использования Балтийского моря.
В дополнение к этому, «Общественный Совет южного берега Финского залива» предлагает:
- Создать независимую региональную лабораторию для комплексного мониторинга состояния среды обитания как информационной основы для принятия сбалансированных решений по развитию ЮБФЗ;
- Провести стратегическую оценку экологического состояния ЮБФЗ для определения экологической емкости и выработки рекомендаций о возможности наращивания антропогенной нагрузки на этот регион;
- Принять морской пространственный и территориальный планы развития ЮБФЗ с четким разграничением природоохранных, рекреационных, индустриальных зон и зон жилой постройки;
- Разработать и принять региональную программу по сохранению культуры и уклада жизни на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов для защиты их интересов при реализации проектов на ЮБФЗ;
- Разработать и принять региональные законодательные нормы по обеспечению более широкого участия в МПП всех заинтересован сторон, в том числе коренных малочисленных народов.
Ближайшими шагами в продвижении МПП должны стать образовательные и обучающие программы, направленные на подготовку представителей власти, бизнеса и общественности для понимания роли каждой из заинтересованных сторон в процессе принятия решений о развитии прибрежных территорий российской части Балтийского региона.
Олег Бодров, председатель ОСЮБФЗ
Елизавета Михайлова, координатор проектов ОСЮБФЗ