Эволюция взглядов и стратегия решений экологической безопасности будущего Финского залива.
Тезисы выступления выступление на Круглом Столе «Международный опыт развития морской («синей, океанской) экономики и перспективы формирования российской национальной позиции».
За последние 30 лет на берегах российской части Финского залива существенно трансформировались критерии и механизмы оценки экологической безопасности, а также приоритеты социально-экономического развития. В большей степени это коснулось южного берега Финского залива (ЮБФЗ).
В начале 90-х годов прошлого века на побережье Финского залива (ЮБФЗ) существовало в основном 2 направления экономической деятельности:
- Научные исследования и эксплуатация ядерного кластера (8 военных и гражданских атомных реакторов).Экспорт электроэнергии в Финляндию с северо-запада России составлял 40% энерговыработки ЛАЭС;
- Рыболовство и рыбопереработка – работало более 30 рыболовецких судов, и 4 рыбоперерабатывающих завода
Оценка состояния экологической емкости в начале 90-х годов.
Региональная экологическая лаборатория Минатома, предоставила которая оценивала состояние водных, наземных экосистем, делала оценку антропогенной нагрузки и прогноз экологического статуса этого региона.
Экспертная группа Академии Наук оценила состояния природного комплекса в районе ядерного кластера в начале 90-х годов по заказу администрации атомного города Сосновый Бор. Даны рекомендации осуществлять дальнейшее развитие без дополнительной экологической нагрузки на регион.
Не смотря на эти рекомендации со второй половины 90-х годов по настоящее время в ЮБФЗ инвестировано порядка $40 млрд. в крупные атомные и логистические проекты, ориентированные на экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов. Это означало, что в 1 метр береговой линии от СПб. до границы с Эстонией вкладывались более $ 200 тыс., которые увеличивали антропогенную нагрузку.
Экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов и электроэнергии стал приоритетом. Это сопровождалось подрывом воспроизводство возобновляемых рыбных ресурсов — национального достояния России и почти полной утратой традиционного занятия коренных жителей, в том числе в районе компактного проживания малочисленных народов.
При этом:
- Ослаблены природоохранный статус особо охраняемых природных территорий международного значения (изменены границы, разрешено строительство линейный объектов на их территории.
- Закрыта Региональная экологическая лаборатория. В основе оценок проектов лицами принимающими решения остались экономические критерии.
- Коренное население и муниципалитеты ЮБФЗ лишились возможности влиять на принимаемые решения о новых промышленных объектах. Рыбацкие поселки лишились от подходов к морю.
- Ослаблены критерии ядерной и радиационной безопасности. Стало возможным строить новые ядерные объекты в 35 км от границы СПб.
- Подорвано воспроизводство рыбы (уничтожены нерестилища, продолжается массовая гибель на водозаборах, работающих без рыбозащиты).
- Утрачены промышленное рыболовство и рыбопереработка (закрыты 4 завода ЮБФЗ).
В ближайшие 10 — 15 лет в проекты Росатома, Газпрома и развития портов для наращивания экспорта минеральных ресурсов предполагается инвестировать не менее $ 40 млрд. При этом, существующее разделение ответственности между федеральными властями (акватория Финского залива) и региональными властями (берег Финского залива) не обеспечивают экосистемного подхода к оценке безопасности прибрежных экосистем.
Появились признаки нарушения экологического здоровья и наземных экосистем. По данным генетиков процент цитогенетических повреждений семян и хвои в районе ядерного кластера на ЮБФЗ в 3 раза, а в Сосновом Бору в 2 раза выше, чем на границе Санкт-Петербурга.
При этом отсутствуют инфраструктура по комплексному экологическому мониторингу российской части ЮБФЗ, которая позволила бы лицам, принимающим решения оценивать не только экономическую целесообразность, но воспроизводимость здоровой среды обитания и возобновляемых природных ресурсов.
Кроме того, пока нет единых экологических критериев, стандартов и процедур принятия решений по крупным проектам в России и странах Балтийского региона. Это не обеспечивает воспроизводство здоровой среды обитания всего Балтийского региона.
Первоочередные задачи на ближайшее время:
- Разработать общие принципы широкомасштабного морского пространственного планирования (МПП) морских и прибрежных районов для обеспечения охраны и устойчивого использования Балтийского моря.
- Создать межрегиональную экологическую лабораторию Санкт-Петербурга и Ленинградской области для проведения комплексного экологического мониторинга наземных и морских экосистем южного берега Финского залива (ЮБФЗ) и обеспечения лиц, принимающих решения рекомендациями по оценке и прогнозу состояния природных систем и принятия управленческих решений.
- Провести стратегическую оценку воздействия на окружающую среду ЮБФЗ для анализа экологической емкости и принятия решения о допустимости наращивания антропогенной нагрузки на этот регион.
- Провести районирование ЮБФЗ, определить районы строгой охраны природы и традиционного уклада жизни малочисленных народов, рекреационных зон и зон возможного промышленного развития.
- Разработать и принять региональные законодательные нормы по обеспечению более широкого участия в МПП всех заинтересован сторон, в том числе коренных жителей ЮБФЗ.
- Подписать и ратифицировать Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участию общественностив принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»
- Ратифицировать Эспо Конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте».