Итоги ЭкоВелоАкции НАШ БЕРЕГ 2021

XXII экологическая велоакция на южном берегу Финского залива (ЮБФЗ) прошла с 23 по 27 июля 2021 года. Ее девизом был «Берегам Финского залива – комплексную экологическую оценку и морское пространственное планирование». Участники проехали на велосипедах 260 км по ЮБФЗ, останавливаясь в различных точках маршрута для встреч с жителями побережья, экспертами, муниципальными и региональными депутатами.


Во время велоакции был организован сбор и вывоз мусора с побережья бухты Батарейная и в заказнике Кургальский (район Большого Куземкино). Проведены обсуждения с жителями и лекции по актуальным социально-экологическим проблемам в Лебяжье, форту Красная Горка, Сосновом Бору, Вистино, Краколье, на правом берегу реки Луги и в Конново (заказник Кургальский).
Фактически это была движущаяся на велосипедах экологическая конференция жителей южного берега Финского залива, в которой участвовало около 40 представителей общественности, экспертного сообщества, муниципальных депутатов Соснового Бора, Санкт-Петербурга, а также региональных депутатов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. 

Во время движения и на встречах распространялись информационные материалы о состоянии  среды обитания, экологических рисках и возможных механизмах их снижения на прибрежных территориях.


В фокусе внимания участников дискуссий были:

1. Недостаточность мер и неисполнение существующих норм защиты заказников: Лебяжий, Поляна Бианки, Котельский, Кургальский.  

2. Необходимость сохранения бухты Батарейной для включения в состав заказника Лебяжий, а также ее обустройство как зоны отдыха тысяч жителей региона с учетом их мнения.

3. Усилия общественности по сохранению Форта «Красная Горка» — объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося в водно-болотном угодье международного значения
«Южное побережье Финского залива Балтийского моря» (в пределах государственного заказника «Лебяжий»). 

4. Опасность планов развития атомного кластера на берегу Копорской губы без комплексной оценки способности прибрежных и водных экосистем принять дополнительную нагрузку, а также отсутствие защищенного источника питьевого водоснабжения в г. Сосновый Бор и соседних населенных пунктах.

5. Необходимость создания механизмов по сохранению традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов водь и ижора в местах их компактного проживания на Сойкинском и Кургальском полуостровах, а также разработка компенсационных мер, в случае его утраты.

6. Неэффективность государственного контроля воздействия индустриально-логистического кластера в Лужской Губе на среду обитания, в том числе терминала по перевалке
минеральных удобрений и складского комплекса в Вистино (ООО «Ультрамар»). 

7. Последствия строительства газопровода Нордстрим-2 на «Кургальском полуострове» — водно-болотном угодье международного значения, охраняемом Рамсарской и Хельсинкской
конвенциями. Начало строительства заводов по сжижению газа и производства полиэтилена без комплексной экологической оценки региона и без учета интересов коренных жителей   в районе Лужской губы. 

8. Планы создания новой индустриальной зоны на правом берегу в устье реки Луга без учета интересов жителей, проживающих на этом берегу. 

9. Несоответствие очистных сооружений коммунальных вод подавляющего большинства населенных пунктов ЮБФЗ современным требованиям обеспечения защиты экосистем Балтийского моря. Отсутствие эффективного контроля региональными властями и уполномоченными государственными органами за своевременным вводом их в эксплуатацию.

10. Несоответствие политики обращение с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области и Санкт-Петербурге требованиям обеспечения безопасности среды обитания, в том числе рек и Финского залива. 

11. Несоответствие политики обращение с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области и Санкт-Петербурге требованиям обеспечения безопасности среды обитания, в том числе рек и Финского залива.

Обобщая результаты обсуждений с жителями и депутатами во время текущей XXI велоакции, а также учитывая изменения среды обитания ЮБФЗ с момента проведения первой

ежегодной экологической велоакции в 1999 году, следует отметить:

  • Индустриальная агрессия на ЮБФЗ продолжается 20 лет;
  • природоразрушительные инвестиции в портовые, атомные и трубопроводные проекты оцениваются в 30 млрд евро или по 150 тыс. евро в каждый погонный метр бере-говой линии от Санкт-Петербурга до  границы с Эстонией.
  • Параллельно с индустриальной агрессией на ЮБФЗ происходила «деэкологизация российского законодательства» (термин, введенный экологом, чл. корр. РАН А. В. Яблоковым.  В частности: 
    • Закрыта Госкомприрода, государственный комитет, отвечающий за экологическую безопасность;
    • Без публичных обоснований корректности отменены пост-чернобыльские нормы радиационной безопасности, запрещающие строительство АЭС ближе 100 км от границ городов-миллионников (СПб. всего в 35 км от новой ЛАЭС-2), а также ограничивающие численность городов спутников и их расстояние от  строящихся АЭС. 

Существующие законодательные нормы и правоприменительная практика фактически исключают возможность жителям побережья (в том числе коренным малочисленным народам), муниципальным и региональным депутатам эффективно влиять на принимаемые решения о размещении крупных индустриальных объектов.

Прекращен комплексный экологический мониторинг в районе ядерного кластера южного берега Финского залива. В 2003 году закрыта региональная экологическая лаборатория, которая около 30 лет проводила комплексный мониторинг состояния среды обитания в радиусе 30 км от ядерного кластера в г. Сосновый Бор.
Политические Решения о строительстве крупных портовых, атомных, логистических объектов принимались на федеральном уровне. Они не опирались на комплексную
экологическую оценку способности экосистем принять дополнительную нагрузку без разрушения механизмов воспроизводства здоровой среды обитания.

В результате такой политики произошли системные изменения состояния среды обитания:

  1. Подорвано воспроизводство возобновляемых рыбных ресурсов в Финском заливе и реках  ЮБФЗ – национального достояния России!
  2.  Прекратилось промышленное рыболовство в Копорской губе и соседних прибрежных акваториях. За последние 15 лет закрыты 3 рыбоперерабатывающих завода в Шепелево, Сосновом Бору, Вистино. Фактически уничтожена целая отрасль, в которой было заняты тысячи коренных жителей побережья, в том числе малочисленные народе водь и ижора.
  3.  Значительно ухудшились условия жизни в прибрежных населенных пунктах Лужской губы.  Это результат масштабной индустриализацией побережья. 
  4.  Зафиксированы цитогенетические нарушения у представителей наземной и водной экосистем ЮБФЗ в районе ядерного кластера на берегу Копорской губы.
  5.  Заказник Кургальский – водно-болотное угодье международного значения, разрезан  трубопроводом Нордстрим-2. Уничтожены представители краснокнижных видов. Это сделано в угоду бизнесу, вопреки мнению экспертного сообщества, ведущего многолетние исследования в заказнике. Этот прецедент сопровождался изменением Положения о заказнике.

На ближайшие десятилетия существуют планы продолжения индустриальной агрессии. На ЮБФЗ планируются инвестиции примерно 30 млрд евро. В частности:
• строительство двух новых энергоблоков Ленинградской АЭС;
• вывод из эксплуатации (до 2059 года) четырех энергоблоков РБМК-1000 на ЛАЭС;
• строительство заводов по сжижению газа и производству полиэтилена в районе Лужской губы;
• строительство новых портовых терминалов (зернового и т. п.).
Существующие и планируемые промышленные объекты ориентированы на экспорт не возобновляемых минеральных ресурсов, атомного электричества, а также на импорт ядерных отходов из (гексафторида урана) и отработавшего ядерного топлива.

Такая стратегия подрывает социально-экологический статус региона, нарушает права человека и статью 42 Конституции РФ. Это, по сути, проявление колониальной политики федерального центра в отношении граждан России, проживающих в регионе ЮБФЗ.

Принимаемые федеральными властями решения о размещении все новых антропогенных объектов в районе ЮБФЗ опираются исключительно на экономические критерии, не учитывают социально-экологические потребности, разрушительны для здоровья среды обитания и граждан России, проживающих в этом регионе.

Усиление роли законодателей Ленинградской области и СПб., муниципалитетов и общественности, включение дополнительных социальных и экологических критериев при
размещении новых антропогенных объектов на ЮБФЗ, становится острой необходимостью. Это может обеспечить развитие Ленинградской области и Санкт-Петербурга в соответствии с критериями устойчивого развития ООН.
Для обеспечения сбалансированного развития Ленинградской области и Санкт-Петербурга целесообразно сделать следующие шаги:

1. Создать Лабораторию (Институт) комплексного экологического мониторинга региона Финского залива под патронажем правительств Ленинградской области, Санкт-Петербурга и под контролем Попечительского Совета с участием властей, бизнеса, экспертного сообщества и общественности.

2. Провести комплексную (стратегическую) экологическую оценку состояния водных и прибрежных экосистем Финского залива. На ее основе с участием заинтересованных сторон
провести районирование прибрежных территорий и акваторий для определения зон промышленного развития, рекреации и строгой охраны природных ценностей и биоразнообразия.

3. Принять федеральные и региональные законодательные нормы в Ленинградской области и Санкт-Петербурге по внедрению механизма морского пространственного планирования, как механизма принятия решений по развитию прибрежных территорий Финского залива с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Подписать и ратифицировать Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» Ратифицировать Эспо Конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». 

4. Ввести мораторий на строительство новых крупных антропогенных объектов на берегах и в акватории Финского залива до реализации вышеупомянутых пунктов 1–3.
Кроме того, для обеспечения экологической безопасности и социальной стабильности на ЮБФЗ необходимо:

создать защищенные (подземные) источники водоснабжения для города Сосновый Бор и ближайших населенных пунктов, как того требует ст. 43 Водного Кодекса РФ.

построить эффективные очистные сооружения во всех населенных пунктах на побережье Финского залива;

обеспечить выполнения социальных обязательств в отношении коренных малочисленных народов водь и ижора, утрачивающих традиционный уклад жизни в местах компактного проживания в районе Лужской губы.

Видео ролики о велоакции

Больше фотографий


Олег Бодров, председатель
«Общественного совета южного берега Финского залива»
— межрегионального экологического движения
Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург, Лебяжье, Сосновый Бор, Вистино, Краколье.
Август 2021

Елизавета Михайлова
Координатор проектов
Общественный Совет Южного берега Финского залива

ВКонтакте: @osyubfz
Facebook: @osyubfz
Геннадий Шабарин
Общественный совет южного берега Финского залива
shabarin.decom@gmail.com