Строительство Островецкой атомной электростанции (АЭС) в Беларуси в непосредственной близости (приблизительно в двадцать четыре мили) до Вильнюса, столицы Литвы, является важной, но часто упускаемой из виду и недооцененной задачей безопасности для региона Балтийского моря (BSR). (Нынешняя ситуация — результат геополитического противостояния, описанного в фильме «Балтийский ядерный треугольник» студия «Зеленый мир» 2013 г.)
Гидрюс Чеснакас и Юстинас Юозайтис для Атлантического совета
Развивает ли Россия свои стратегические интересы путем содействия и поддержки строительства Островецкой атомной электростанции в Беларуси? Гидрюс Чеснакас и Юстинас Юозайтис так считают. Например, они предлагают, чтобы этот проект не только позволил Москве закрепиться в Беларуси, но и подорвать конкурирующие планы ЕС и региональные энергетические проекты на Балтике. В результате, Česnakas и Juozaitis утверждают, что настало время для ЕС и других признать геополитическое значение проекта Островец.
Эта статья изначально была опубликованав Атлантическом совете В июле 2017 года.
Строительство Островецкой атомной электростанции (АЭС) в Беларуси в непосредственной близости (приблизительно в двадцать четыре мили) до Вильнюса, столицы Литвы, является важной, но часто упускаемой из виду и недооцененной задачей безопасности для региона Балтийского моря (BSR). (Нынешняя ситуация — результат геополитического противостояния, описанного в фильме «Балтийский ядерный треугольник» студия «Зеленый мир» 2013 г.)
Проект , как правило , рассматривается в контексте более широких проблем охраны окружающей среды и безопасности, так как он не соответствует Эспоо Организации Объединенных Наций 1 и Орхусская 2 конвенций и его безответственное строительство вызывает обоснованные опасения по поводу ядерной безопасности. 3 По словам заместителя министра энергетики Беларуси Михаила Михадюка, на стройплощадке было зарегистрировано десять инцидентов и три погибших, так как бетон был впервые залит в ноябре 2013 года. 4 Самый серьезный технологический инцидент произошел в июле 2016 года, когда строители сбросили давление в реакторе Сосуд весом 330 тонн с высоты от семи до четырнадцати футов. 5Белорусские власти решили заменить поврежденный реакторный сосуд, но его замена столкнулась с столбом железнодорожной линии электропередач при транспортировке 6 и, тем не менее, была установлена в свое назначенное положение в качестве первого энергоблока 1 апреля 2017 года. 7
Однако несоблюдение Минска международным правом и сомнительная безопасность Островецкой АЭС — это не единственные проблемы с белорусской ядерной программой, даже если они находятся в центре общественных дебатов и межправительственных переговоров. Поддержка России позволяет и облегчает проект Островецкой АЭС; Москва финансирует 90 процентов затрат 8 и предоставляет технологии (два ядерных реактора ВВЭР-1200), экспертиза и генеральный подрядчик — «Атомстройэкспорт», дочерняя компания государственной компании «Росатом». 9Участие Москвы в проекте не только усиливает его экономическое и политическое влияние в Беларуси, но и устанавливает ее как сильный голос по конкретным вопросам, касающимся политики в области ядерной энергии в Беларуси. Россия широко использовала стратегическую энергетическую инфраструктуру как инструмент достижения внешнеполитических целей до этого, а с сегодняшней напряженностью между Россией и Западом нельзя приближаться к Островецкой АЭС только с точки зрения международного права и ядерной безопасности. Геополитика должна быть частью уравнения.
Росатом как инструмент внешней политики России
Деловая активность России в энергетическом секторе обусловлена не только экономическим обоснованием; Кремль также использует свое влияние в энергетическом секторе как инструмент внешней политики. Когда в 2000 году Владимир Путин был избран президентом, российское правительство начало увеличивать контроль над энергетическим сектором. К 2007 году три компании стали тем, что президент Путин определил как «национальных чемпионов» для продвижения национальных интересов России: «Газпром» в секторе природного газа, «Роснефть» в нефтяном секторе и «Росатом» в атомной энергетике. 10 Несмотря на то, как ученые и дипломаты часто маркировать Газпром и Роснефть де — факто послами Кремля, 11Удивительно, что «Росатом» не имеет аналогичной ассоциации, несмотря на то, что она является государственной монополией, на которую приходится примерно одна треть мирового рынка обогащения урана 12, и им поручено осуществление российской ядерной энергетической политики.
«Росатом» был создан в 2007 году, когда российское правительство реорганизовало свое Федеральное агентство по атомной энергии (то есть, Министерство атомной энергии до 2004 года) в государственную корпорацию. Это центральная холдинговая компания для всего атомного энергетического комплекса России. Росатому принадлежат компании, такие как вышеупомянутый «Атомстройэкспорт», которые работают в России и за рубежом. Он контролирует компании, занимающиеся мирным использованием ядерной энергии, а также ответственные за создание ядерного оружия. Росатом также управляет научно-исследовательскими институтами и владеет атомным ледокольным флотом. В общей сложности компания управляет более чем тремястами предприятий и организаций. 13Responsibility for controlling Rosatom was delegated to Sergey Kiriyenko, a man who, as prime minister of Russia, introduced Vladimir Putin as the chief of the Federal Security Service in 1998. In October 2016, Kiriyenko was appointed as the first deputy head of the Administration of the President of Russia, responsible for Putin’s reelection, illustrating deep personal ties between corporate management and the Kremlin political elite.
Помимо своей официальной деятельности Росатом играет важную роль в российской внешней политике, помогая Москве сохранить определенную степень влияния на постсоветском пространстве. Росатом выполняет эту задачу прежде всего за счет обеспечения зависимости от поставок и технологий ядерного топлива. Среда для реализации этой стратегии благоприятна, так как в Армении, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии и Украине построены российские (бывшие советские) реакторы типа ВВЭР. За исключением поставок в Украину, дочерняя компания «ТВЭЛ» Росатома является единственным поставщиком ядерного топлива для этих стран из-за конкретных контрактных условий и ограниченной доступности альтернативных производителей для ядерных топливных сборок. 14В 1997 году компания Westinghouse Electric ввела ядерные топливные сборки для российских реакторов ВВЭР, но некоторые из них произошли на чешской АЭС в 2009 году. Кручение стержня привело к принудительному прерыванию работы и сильному удалению стержней. 15 ТВЭЛ оставался основным поставщиком ядерного топлива для реакторов ВВЭР в вышеупомянутых странах, а некоторые из них имеют контракты на поставку до 2034 года. 16
Только Украина частично диверсифицировала поставку ядерного топлива, расширив соглашение с Westinghouse в 2014 году в результате военной интервенции России, что почти вызвало срывы поставок ядерного топлива. 5 марта 2014 года в контексте вмешательства России в Крым вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин объявил о намерении ввести эмбарго на экспорт ядерного топлива на украинские атомные электростанции. 17 Восемь дней спустя Росатом объявил, что ТВЭЛ будет продолжать поставлять ядерное топливо, предотвращая потенциально серьезный кризис 18, поскольку ядерное топливо в некоторых украинских реакторах близится к истощению. Этот эпизод подчеркивает важность роли Росатома в российской внешней политике.
Оперативные ядерные реакторы ВВЭР в странах бывшего Советского Союза и Варшавского договора служат еще одним стратегическим преимуществом для Росатома, поскольку у соответствующих правительств есть стимулы полагаться на те же технологии, которые использовались для установки своих первых ядерных реакторов, если они предпочитают строить дополнительные. Поскольку Росатом следует российским правительственным указаниям, в этих случаях принимающие страны усиливают свои отношения с Москвой. Например, до подписания контракта с Росатомом на строительство двух реакторов (без каких-либо закупочных процедур) венгерское правительство подписало с Россией соглашение относительно АЭС «Пакш» в центральной Венгрии.
Согласно имеющейся публичной информации о соглашении, Россия обеспечила финансирование для расширения АЭС «Пакш» через контролируемый государством банк, предоставив кредит в размере около 13 млрд долларов. Кроме того, Венгрия решила, что детали контракта с Росатомом будут храниться в тайне в течение тридцати лет. Однако, несмотря на согласие с Россией по финансированию АЭС, в 2017 году венгерское правительство приняло решение финансировать проект из собственных государственных средств или за счет нероссийского кредита. Тем не менее, сильные экономические связи с Россией, вызванные сотрудничеством в ядерном секторе, оказали сильное влияние на пророссийскую позицию Венгрии, включая оценку действий России в Украине и ее позицию в отношении санкций против России. Аналогичная тенденция наблюдается в Словакии, где Росатом строит два реактора ВВЭР на АЭС Моховце.19Братислава демонстрирует довольно благоприятное отношение к России в отношении украинско-российского конфликта и внутренних переговоров Европейского союза по санкциям против России, что особенно заметно в период председательства Словакии в Совете ЕС. 20
В этой связи Финляндия дает еще один пример. Росатом является частью строительства финской АЭС «Ханьикиви» (проект стоимостью около 7,8 млрд. Долл. США) с 2013 года, когда был выбран блок модели реактора ВВЭР-1200 от Росатома. Росатом не смог бы присоединиться к проекту, если бы Россия не использовала экономические рычаги против Fortum (финской мажоритарной энергетической компании) 21Отрицая возможность инвестирования в гидроэнергетику в регионе Карелия (Россия), долгосрочный интерес Fortum. Несмотря на то, что Fortum не желал участвовать в проекте Hanhikivi NPP, компания ожидала, что его участие обеспечит более благоприятные позиции в России в отношении Карелии или продолжит открывать российский рынок для дальнейших инвестиций. В итоге Fortum присоединился к проекту Hanhikivi NPP, в то время как Россия предложила финской компании возможность инвестировать в производство электроэнергии и тепла на Урале и в Западной Сибири в качестве компенсации, даже если доступ к Карелии был отклонен. 22
АЭС «Ханьикиви» — это проект по созданию, эксплуатации, эксплуатации (BOO) 23С поставкой ядерного топлива, предоставляемой ТВЭЛ, в течение как минимум десяти лет. Стратегическое значение проекта для России проиллюстрировано его решением предоставить 2,7 млрд. Долл. США в виде финансирования из своего Фонда национального благосостояния и принять цену на электроэнергию всего в € 50 за мегаватт-час, что значительно ниже цены для других АЭС, показывая, как доминирует геополитика Экономических соображений. АЭС «Ханьикиви» увеличивает зависимость Финляндии от российского топлива и технологий в течение потенциально сто лет (из-за строительства, поставок топлива и возможного расширения операций) и создает большие политические, экономические и технологические рычаги для Москвы. Это напоминает решение Беларуси о строительстве Островецкой АЭС, проект, который усиливает энергетическую зависимость Беларуси от России. 24Поскольку Финляндия стремится обезглавить свою энергетическую систему, Россия будет продолжать терять свое господство в энергетическом секторе Финляндии, но сможет поддерживать свое влияние через АЭС. АЭС «Ханьикиви» очень важна для Росатома, поскольку она демонстрирует свою способность успешно реализовывать проект под строжайшими ядерными и экологическими нормами, потенциально открывая западноевропейские рынки для будущих инвестиций.
Росатом также содействует расширению сферы влияния России в Азии, Африке и Южной Америке. Компания предлагает привлекательные контракты BOO для стран, не имеющих опыта использования ядерных технологий, и тех, кто не имеет финансовых возможностей: дочерние компании Росатома управляют АЭС, а российские государственные банки предоставляют кредиты для финансирования проектов. 25 Так как развитие атомной энергетики за пределами Европы и США в основном происходит в странах с развивающейся экономикой, Москва принимает возможность создавать политические, экономические и технологические связи с восходящими державами. Это также увеличивает долгосрочное геополитическое влияние России (на целых столетие) в государствах, которые выбрали АЭС Росатома.
Сохраняя и расширяя свое долгосрочное технологическое присутствие в атомной энергетике, Россия укрепляет свои позиции в Финляндии, Африке, Азии, Южной Америке и в бывшей советской сфере влияния, создавая возможности для двусторонней дипломатии и более активного экономического и политического участия В делах наций, зависящих от технологий Росатома. И, как показано в Венгрии, Финляндии и Словакии, присутствие Росатома в этих странах уже обеспечило более выгодные позиции по отношению к России или создает более выгодные условия для этого.
Стратегические особенности Островецкой АЭС
Строительство Островецкой АЭС с двумя реакторами под давлением ВВЭР-1200 (общая установленная генерирующая мощность 2400 мегаватт [МВт]) началось в конце 2013 года, а первый блок, как ожидается, будет завершен в 2020 году. Первоначальный контракт на строительство Островецкой АЭС Был подписан 11 октября 2011 года между Белорусским государственным управлением по производству атомных электростанций и Атомстройэкспортом. В ноябре 2011 года Россия и Беларусь согласились с тем, что Россия предоставит кредит в размере до 10 миллиардов долларов для финансирования 90 процентов стоимости проекта. При этом Беларусь взяла на себя обязательство покупать российские ядерные топливные сборки на весь жизненный цикл ядерных реакторов. 26Эти договорные условия укрепили долгосрочное влияние России в Беларуси, а дочерние компании Росатома сыграли ключевую роль в этом процессе, обеспечив зависимость Минска от российской технологии и поставок ядерного топлива.
Однако российские стратегические выгоды могут стоить им даже больше. Согласно генеральному контракту, подписанному в июле 2012 года, строительство Островецкой АЭС оценивалось в 10 миллиардов долларов, а дополнительная инфраструктура для размещения отдаленности региона оценивалась в 3 миллиарда долларов. 27 Но из-за снижения стоимости российского рубля с 2014 года нынешняя оценка выросла до примерно 24 млрд. Долл. США 28(валовой внутренний продукт Беларуси в 2015 году составил 54 млрд. Долл. США). Увеличение сметы расходов не изменило срок ввода в эксплуатацию Островецкой АЭС, и нет никаких признаков того, что отсутствие финансирования приведет к задержкам, даже если неясно, как обе стороны будут покрывать возникающий инвестиционный разрыв.
Строительство Островецкой АЭС по договорным обязательствам с Россией не имеет надежного стратегического обоснования для Беларуси. Как указано в Концепции энергетической безопасности в Беларуси, Минск стремится охватить больше энергетического спроса в Беларуси энергоносителями внутри страны и диверсифицировать свою энергетическую смесь и поставщиков, снижая свою зависимость от своего доминирующего поставщика энергии: России. 29 Проект помогает Беларуси диверсифицировать свою энергетическую смесь: достройка Островецкой АЭС позволит удовлетворить спрос на электроэнергию в Беларуси на производство ядерной энергии 30,облегчая необходимость импорта электроэнергии из России. Это также снизит потребление природного газа на 25 процентов, 31значительно снизит зависимость от поставок российского природного газа 32 По ценам значительно ниже рынка.
Однако увеличение внутреннего производства энергии и сокращение импорта энергоносителей из России таким образом не могут служить стратегической цели Минска по сокращению ее энергетической зависимости от Москвы — она просто меняет форму зависимости. Россия сохранит и даже расширит свое экономическое и политическое влияние в Беларуси не только за счет денег, 33Но и за счет того, что Минск зависел от дочерних компаний Росатома для обучения, технологий и ноу-хау. Несмотря на то, что Управление атомной электростанции будет эксплуатировать Островецкую АЭС, Беларусь не имеет опыта эксплуатации атомных электростанций и должна будет полагаться на российскую помощь. Кроме того, по своим договорным обязательствам Беларусь должна будет приобрести некоторые из важнейших компонентов, таких как ядерные топливные сборки, для Островецкой АЭС из России. 34 Таким образом, не только Россия остается доминирующим в белорусском секторе природного газа, так как Минск не имеет альтернативных поставщиков, он также будет править в своей ядерной энергетики.
Помимо непосредственных проблем, связанных с влиянием России, наследие Чернобыльской катастрофы 1986 года еще больше противоречит стратегическим расчетам Лукашенко, поскольку Беларусь больше всего пострадала от радиоактивного заражения. По данным Организации Объединенных Наций, 70 процентов всех радиоактивных осадков от катастрофы на Чернобыльской АЭС спустились на Беларусь, загрязняя 20 процентов своих сельскохозяйственных земель и 23 процента ее лесов радионуклидами. 35 В начале 1990-х годов независимые белорусские власти были вынуждены выделить около 20 процентов государственных расходов для смягчения последствий. 36В то время белорусы проявляли негативное настроение по отношению к ядерной державе и включали в себя обязательство сделать Беларусь безъядерным государством в конституции. Такой невыгодный исторический контекст, противоречивое общественное мнение 37 и отсутствие разумного стратегического обоснования предполагают, что Минск мотивирован тем, что делает краткосрочные экономические выгоды 38, поскольку экономическая стабильность является центральной опорой, на которой строится доверие к режиму Лукашенко.
Важно также выяснить, почему Россия оказывает существенную поддержку Островецкой АЭС, несмотря на то, что она уже оказывает существенное влияние на белорусскую политику. Беларусь является участником многих российских интеграционных проектов, в том числе Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, Союзного государства и других, а также высокой степени интеграции российских и белорусских вооруженных сил и разведки. Российские государственные компании также имеют сильные позиции в белорусском энергетическом секторе. Например, «Газпром» является единственным акционером оператора системы транспортировки белорусского природного газа, а управление белорусской электроэнергетикой подчинено централизованной отправке в Москве. Самое главное,39
Обширная российская поддержка белорусской ядерной программы может считаться чрезмерной инвестицией, при условии, что цели России ограничены, чтобы получить больше влияния в белорусской политике. С другой стороны, упрощение белорусской ядерной программы представляется гораздо более рациональным, если учесть, что оно также помогает продвигать стратегические интересы Москвы в регионе Балтийского моря и укрепляет свои позиции в Беларуси.
Островецкая АЭС как российский инструмент политической выгоды в регионе Балтийского моря
Когда Литва, Латвия и Эстония присоединились к НАТО и ЕС в 2004 году, внедряя евроатлантические гарантии безопасности и увеличивая диверсификацию экономики, российское влияние в Балтийском регионе существенно сократилось. Таким образом, энергетическая геополитика стала основным инструментом Москвы для давления на своих соседей. Эта стратегия в основном использовалась против стран Балтии, где у России была монополия на природный газ. Москва подтолкнула Балтийские государства к диверсификации энергоресурсов из-за сбоев в поставках нефти, 40 и ценовой политики Газпрома привели к тому, что в Литве 41 и Латвии 42Выплачивая самые высокие оптовые цены на российский природный газ в ЕС в течение определенных периодов времени. Тем не менее, разделение стратегических газовых компаний, расширение сетей трубопроводов и строительство альтернативного маршрута поставки газа — терминал сжиженного природного газа. Независимость — коммерциализация поставок российского природного газа и еще больше уменьшила влияние Кремля в регионе Балтийского моря. Поддержка Москвой белорусской ядерной программы могла бы компенсировать этот стратегический ущерб, обслуживая российские национальные интересы четырьмя основными способами, изложенными здесь, а затем обсужденными более подробно.
Во-первых, Москва может использовать Островецкую АЭС в качестве обоснования для борьбы с стратегическими энергетическими проектами и, следовательно, попытаться предотвратить дальнейшую инфраструктурную интеграцию в регионе Балтийского моря, и Россия может попытаться использовать нынешние межгосударственные электрические соединения для своей собственной выгоды. Во-вторых, завод может служить инструментом для содействия политическим разногласиям в рамках BSR. Россия намеренно или нет, соблазняет Польшу, Швецию, Латвию, Эстонию и Финляндию дешевой электроэнергией и, следовательно, вызывает благоприятный отклик на проект. Однако близкая географическая близость Островецкой АЭС к литовской государственной границе (двенадцать миль) и строительным авариям ставит бремя рисков ядерной безопасности почти исключительно в Литве.
В-третьих, строительство АЭС прямо на пороге евро-атлантического пространства оправдывает Россию в размещении дополнительных военных мощностей, таких как людские и противовоздушные обороны, чрезвычайно близкие к восточной границе НАТО.
Наконец, хотя только в экстремальных условиях Островецкая АЭС может использоваться как инструмент для гибридных боевых действий, должны ли российские силы использовать ее для проведения инцидентов, потенциально распространяя фальшивую информацию через социальные сети и провоцируя Литву на эвакуацию своей столицы в Вильнюсе.
Таблица 1. Хронология проектов атомных электростанций в странах Балтии и Беларуси
Российские усилия по борьбе с стратегическими энергетическими проектами и вызов политическому единству в регионе Балтийского моря
В контексте энергетической инфраструктуры Россия ведет борьбу с двумя взаимосвязанными процессами в регионе Балтийского моря. Москва выступает против реализации Плана взаимозависимости Балтийского энергетического рынка ЕС, целью которого является укрепление инфраструктуры в странах Балтийского региона в электроэнергетическом секторе. Россия также выступает против амбициозных региональных энергетических проектов, а именно строительства АЭС Висагинас в Литве и десинхронизации стран Балтии от Интегрированной энергосистемы / Единой энергетической системы (IPS / UPS), координируемой Советом электроэнергетики Содружества Независимые государства и де-факто контролируются отправкой в Москву.
С хронологической точки зрения можно утверждать, что белорусская ядерная программа возникла как ответ на аналогичную совместную программу, проводимую странами Балтии и Польшей. См. Таблицу 1, подтверждающую этот аргумент.
Хронология проекта Островецкой АЭС в сочетании с попытками России убедить литовское общество противостоять АЭС Висагинас, заявив, что она является дорогостоящей и неконкурентоспособной 43Предполагает, что Беларусь скорее всего скоординировала свою ядерную программу с Россией задолго до заключения официальных соглашений. Для Беларуси было бы более целесообразно построить АЭС на альтернативных строительных объектах, например, в Краснополянске или Кукшиновске в Могилевской области, которые имеют лучшую развитую инфраструктуру и расположены вблизи белорусской тяжелой промышленности и дальше от плотно населенных районов и ключевых Государственные институты, которые смягчили бы международную критику и устранили литовскую оппозицию. Более того, в 1993 году Белорусская академия наук сделала вывод, оценив тридцать потенциальных строительных площадок, что Островец был одним из худших мест для строительства АЭС. 44
Поддерживая и облегчая белорусскую ядерную программу и инициируя проект Балтийской АЭС в Калининградской области, Россия помогла прервать строительство крупнейшего энергоблока в Прибалтике, АЭС Висагинас. 45 В результате, страны Балтии не смогут экспортировать значительные объемы электроэнергии в Скандинавии и Польше. Поскольку Литва уже полагается на российскую электроэнергию, освобождение межгосударственных мощностей присоединения позволяет Москве заманить другие страны БССР с перспективой дешевой электроэнергии, а также может стимулировать благоприятные реакции на Островецкую АЭС.
Мало того, что такое маневрирование способствует разногласиям между Литвой и другими странами Балтийского моря, это также помогает Москве достичь стратегической победы, имеющей большее значение. Страны ЕС и БРС вложили значительные инвестиции в региональную электроэнергетическую инфраструктуру, призванную объединить страны Балтии с более широким регионом BSR. Например, инвестиции в шведско-литовское соединение 700 МВт NordBalt составили 550 млн. Евро, 46, а инвестиции в размере 580 млн. Евро были реализованы в межсетевом соединении Польша-Литва мощностью 500 МВт LitPol Link, 47 и 320 млн. Евро были инвестированы в Финляндию- Эстония 650 МВт Estlink 2. 48Помимо стремления к усилению интеграции инфраструктуры в Балтийское море, эти проекты позволили странам Балтии диверсифицировать импорт электроэнергии и заменить неконкурентную электроэнергетику более экономичным импортом из Скандинавии. Если Москве удастся убедить страны БССР приобретать электроэнергию, производимую на Островецкой АЭС, однако она будет использовать возможности межгосударственного присоединения для своей собственной выгоды и отрицать или уменьшать способность стран Балтии импортировать электроэнергию с рынков БМР.
Островецкая АЭС также помогает России сохранить синхронную зону IPS / UPS без изменений. Страны Балтии являются единственными членами Европейского союза, которые имеют свои системы электроснабжения, синхронизированные с зоной IPS / UPS. Одновременное членство в ЕС и синхронная работа с IPS / UPS создают определенные стратегические проблемы — развитие электроэнергетического сектора в основном определяется принятием решений на национальном уровне и общей энергетической политикой ЕС, но повседневное управление зависит от централизованного централизованного управления Контроль за частотой системы всей синхронной области IPS / UPS. 49 Кроме того, операторы Балтийской системы передачи обязаны координировать развитие национальных электрических сетей, за которые они несут ответственность, наряду с белорусскими и российскими властями. 50
Страны Балтии при политической и финансовой поддержке со стороны ЕС 51aim to synchronize instead with the Continental European Network, something Russia opposes for three main reasons. The first is Moscow’s diminishing influence in the former Soviet space as it loses its strategic benefits discussed in the preceding paragraph. Second, desynchronization would mean that Belarus and the Baltic States would operate in different synchronous zones, substantially reducing cross-border transmission capacity between the Baltic States and their eastern neighbors, therefore eliminating the possibility of exporting large quantities of electricity produced in the Ostrovets NPP to BSR markets. Finally, Russia is protecting its Kaliningrad enclave. Desynchronization would force Russia to choose between synchronizing Kaliningrad with the Continental European Network or ensuring its island operation, both of which are strategically disadvantageous to the Kremlin.
Российские усилия по блокировке проекта синхронизации набирают обороты, и определенные тенденции уже можно определить. Сам Владимир Путин пытался убедить ЕС в том, что синхронизация иррациональна и экономически неэффективна. Например, во время посещения семидесятой Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций он утверждал: «нам придется реформировать систему, тратя миллиарды долларов, а также наших европейских партнеров, которым также придется потратить миллиарды долларов на интеграцию Балтии Стран в свою энергосистему. […] Зачем? » 52Кроме того, в интервью президент Путин сказал, что десинхронизация электросети Балтийских стран обойдется России в размере до 2,5 млрд. Евро, 53Более чем в два раза превышает предварительную оценку самого проекта синхронизации. Поэтому Россия может использовать Островецкую АЭС в качестве аргумента против синхронизации, поскольку она еще больше интегрирует балтийские государства в синхронную зону IPS / UPS, и любые изменения, вызванные десинхронизацией, приведут к дальнейшим российским инвестициям в сетку.
Военное измерение и провокации
В конце 2016 года Беларусь построила новую военную базу вблизи Островецкой АЭС. Официальная цель этой военной установки, примерно в двенадцати милях от восточного фланга НАТО, заключается в размещении батальона из трехсот контрактных солдат, обученных в Санкт-Петербурге национальной гвардии России, для защиты Островецкой АЭС и транспортировки ядерного топлива. Имеющиеся ограниченные данные указывают на то, что батальон еще не полностью сформирован; Он будет расширен и получит дополнительное подкрепление в сентябре 2017 года, в том же месяце, что и крупнейшие ежегодные военные учения в Западном военном округе России и Белоруссии, Запад . Хотя призывников пока нет, в заявлении Министерства внутренних дел Беларуси говорится, что батальон будет расширен и что призывники могут быть включены,54,что позволило бы расширить базу, добавив больше войск вблизи границы НАТО.
Беларусь также усилила свои противовоздушные возможности на своей северо-западной границе для лучшей защиты Островецкой АЭС. Таким образом, были назначены новая радиолокационная военная инфраструктура и мобильные радары вместе с подразделениями защиты от «поверхности». С точки зрения ядерной безопасности эти шаги могут быть истолкованы как попытки защитить Островецкую АЭС от террористических атак, но они также усиливают возможности отказа от доступа / отказа в доступе к регионам (A2 / AD) в регионе Балтийского моря и создают дополнительные проблемы для авиационного трафика. Многие рейсовые маршруты в / из Вильнюсского международного аэропорта пересекают территорию АЭС, а близость аэропорта Вильнюса к белорусской границе и АЭС увеличивает вероятность инцидентов.
Помимо военного аргумента, Островецкая АЭС может быть использована для организации провокаций против Литвы. Условия благоприятны, так как одна треть населения Литвы (919 000 человек) и его столица Вильнюс находятся в радиусе шестидесяти двух миль от Островецкой АЭС. Кроме того, АЭС будет охлаждена водой из реки Нерис, притока водного бассейна Нямунаса, основного источника питьевой воды в Литве. Россия может спровоцировать литовские власти на эвакуацию столицы путем организации инцидентов и распространения поддельной информации через социальные сети. Более того, Россия могла бы способствовать внутренним разногласиям внутри НАТО и ЕС о том, как эти институты должны реагировать на такую провокацию, направленную против одного из их членов. Однако такой сценарий, вероятно, произойдет только в экстремальных обстоятельствах,
Политические подходы и их ограничения
Большинство политических подходов в отношении Островецкой АЭС являются довольно поверхностными, ограничиваясь опасениями по поводу ядерной безопасности и несоблюдением Минска международным правом. Такая политика упускает геополитический аспект Островецкой АЭС. Они подходят к Беларуси, игнорируя, как Островецкая АЭС обслуживает российские стратегические интересы и что она не может двигаться вперед без поддержки Москвы. Например, ЕС сосредотачивает внимание на том, чтобы убедить Беларусь провести так называемые стресс-тесты на Островецкой АЭС с использованием методологии ЕС. У Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) отсутствуют надлежащие инструменты для воздействия на белорусскую ядерную программу, поскольку она может проверять ядерную безопасность только тогда, когда она приглашена принимающей страной и обязана оставаться в рамках приглашения. Тем не менее, Беларусь использует МАГАТЭ для подтверждения ядерной безопасности Островецкой АЭС, поскольку имеет право решать, когда и что продемонстрировать экспертам МАГАТЭ. Большинство стран Балтийского моря ограничивают свои комментарии в отношении Островецкой, подчеркивая важность ядерной безопасности и международного права, и уклоняются от принятия более суровых заявлений. Только Литва приняла закон, запрещающий покупку электроэнергии на Островецкой АЭС и лишающий Беларусь использования своей энергетической инфраструктуры, а Польша объявила, что не будет покупать электричество, производимое на Островецкой АЭС.
Вышеупомянутые усилия не позволяют понять масштабы возникающей геополитической проблемы. Хотя россияне часто призывают Запад не путать бизнес с политикой, Росатом укрепляет позиции России в Центральной и Восточной Европе и Финляндии и расширяет свое влияние в странах с развивающейся экономикой. В то время как ЕС рассматривает, как он может помочь демократизму режима Лукашенко, Россия укрепляет свои позиции в Беларуси, содействуя и поддерживая строительство Островецкой АЭС. В то время как ЕС стремится увеличить энергетическую независимость стран Балтии, Россия пытается эксплуатировать Островецкую АЭС, блокируя стратегические энергетические проекты, такие как АЭС Висагинас и десинхронизация, и используя существующую энергетическую инфраструктуру, чтобы увеличить зависимость Прибалтики от российской энергетики поставка. В то время как должностные лица BSR обсуждают вопрос о ядерной безопасности, Дополнительное военное присутствие расположено вблизи восточной границы НАТО. Если решения Вильнюса и Варшавы не покупать электричество, производимые на Островецкой АЭС, являются единственными мерами, которые непосредственно препятствуют стратегическим интересам России, им нужна поддержка со стороны других стран Балтийского моря и международных институтов.
Проблема остается в том, что в нынешней политике в основном рассматриваются симптомы, а не причина возникающей проблемы региональной геополитической безопасности. Хорошо сбалансированная политика по отношению к Островецкой АЭС, которая устраняет причины, основывается на следующих двух столпах. Во-первых, этот вопрос не должен ограничиваться вопросом ядерной безопасности и международного права — он должен также связываться с другими важными процессами, такими как политика ЕС и развитие инфраструктуры в БРС, российские и белорусские возможности A2 / AD и другие проблемы безопасности , Короче говоря, геополитику следует рассматривать как первопричину Островецкой АЭС. Во-вторых, политика не должна ограничиваться Беларусью, а расширяться, чтобы включить Россию. Островецкая АЭС не является независимым белорусским проектом, а скорее российским проектом с белорусским согласием.
Заметки
1 Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций, Совещание Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте , Комитет по осуществлению Эспо, 12-14 марта 2013 года, https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env /documents/2013/eia/ic/ece.mp.eia.ic.2013.2e.pdf.
2 Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций, Краткий доклад Орхусской конвенции СС 5, Протокол по РВПЗ Протокол MOPP 2 и их совместный сегмент высокого уровня, 30 июня — 4 июля 2014 года, http://www.iisd.ca/download/pdf /sd/crsvol190num2e.pdf.
3 Ная Бенцен, Безопасность ядерных установок в Беларуси , Европейская парламентская исследовательская служба, 2 июня 2016 года, http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2016/583789/EPRS_ATA(2016)583789_RU.pdf ,
4 «Заместитель министра энергетики: 10 несчастных случаев произошли на АЭС, 3 мертвых», Хартия97 , 16 сентября 2016 года, https://charter97.org/en/news/2016/9/15/222688/.
5 «Минэнерго Беларуси подтвердило чрезвычайную ситуацию на Островецкой АЭС», — сообщает «Baltic News Service» 26 июля 2016 года, http://www.bns.lt/topic/1911/news/50212415/.
6 Чарльз Диггес, «Росатом заменил реакторное судно, которое техники сбросили на своем белорусском заводе», Bellona, 2 мая 2017 года, http://bellona.org/news/nuclear-issues/2017-05-rosatom-replaces-reactor-core -Вот-техники сброшенного-на-его-белорусско-завод.
7 «Реакторное судно под давлением, установленное в первый блок Белорусской атомной электростанции», — информационное агентство «Белта», 3 апреля 2017 года, http://atom.belta.by/en/belaes_en/view/reactor-pressure-vessel-installed- в первом единичный из-белорусско-ядерных силовая установка-9205 /.
8 Официально Россия предоставляет деньги Беларуси. Однако долгая история белорусско-российских отношений предполагает, что Россия списает эти долги.
9 Mycle Schneider и Antony Froggatt, Доклад о состоянии мировой ядерной промышленности 2016 года , проект Mycle Schneider Consulting, июль 2016 года, http://www.worldnuclearreport.org/IMG/pdf/20160713MSC-WNISR2016V2-HR.pdf.
10 Путин, В. В. Минеральные природные ресурсы в стратегии развития российской экономики в Х. Бальцер, «Академические писания Владимира Путина и российская политика в области природных ресурсов», « Проблемы посткоммунизма» , т. 53, № 1, январь / февраль 2006 г., стр. 53.
11 Изабель Грост и Нина Пусенкова, «Послы России в области нефти: государственная и корпоративная политика в Каспийском регионе», Институт публичной политики им. Джеймса Бейкера III, Университет Райса, апрель 1998 года, http://www.bakerinstitute.org/media/ файлы / Исследования / 44988762 / нефтепродукт-послы-оф-Россия-государство-против-корпоративной-политики-в-Каспийско-region.pdf.
12 «Обогащение урана», Всемирная ассоциация по атомной энергии, последнее обновление мая 2017 года, http://www.world-nuclear.org/information-library/nuclear-fuel-cycle/conversion-enrichment-and-fabrication/uranium-enrichment. ASPX.
13 «О нас», Росатом, http://www.rosatom.ru/en/about-us/#.
14 Томас Влчек, «Критическая оценка диверсификации ядерного топлива для действующих реакторов ВВЭР в ЕС», обзоры энергетической стратегии 13-14 (2016), 79.
15 Томас Влчек, Мартин Жирусек и Джеймс Хендерсон «Оценка рисков в процессе строительства в ядерном секторе в Центральной и Восточной Европе», Международный журнал по экономике и политике энергетики 5, вып. 2 (2015), 489.
16 Влчек «Критическая оценка диверсификации ядерного топлива», 77-85.
«Россия ввела эмбарго на поставку ядерного топлива для Украины», « Экономические новости» , 5 марта 2014 года, http://news.eizvestia.com/news_economy/full/ 476-Rossiya-vvela-Блокада-на-postavki-yadernogo-topliva-Dlya-украина.
18 Чарльз Диггес, «Росатом обещает продолжить поток ядерного топлива в Украину в ответ на нанесенный Путиным эмбарго», Bellona , 14 марта 2014 года, http://bellona.org/news/nuclear-issues/2014-03-rosatom-vows -Продолжить-ядерная топливный поток Украина-злоба-путин взимаемой-блокаду.
19 Ожидается, что он выйдет в сети в 2018-2019 годах.
20 Эрик Морис: «ЕС должен изменить« идеологическую »политику в отношении России, считает словацкий МИД,« eu observer , 30 июня 2016 года, https://euobserver.com/foreign/134133.
21 Финское правительство потребовало, чтобы отечественные фирмы или компании ЕС владели не менее чем 60 процентами акций.
22 Тойво Мартикайнен, Катри Пинномиэми, Синикукка Саари и Улкополититис институтун тиорима, «Вяжанья мууттува роли Суомен лахиалуэилла» [Изменение роли России в соседней Финляндии], Valtioneuvoston selvitysja tutkimustoiminnan [Отчет о научно-исследовательской деятельности Госсовета], 34/2016, 30 августа 2016 года.
23 «Росатом» строит, обеспечивает финансы и управляет АЭС.
Финляндия уже сильно зависит от импорта нефти (89 процентов), природного газа (100 процентов) и угля (66 процентов). Нефть, уголь и газ покрывают 39 процентов общей доли топлива в Финляндии. Более подробно см. Главу «Финляндия» в Международном энергетическом агентстве, « Безопасность нефти и газа: реагирование на чрезвычайные ситуации в странах МЭА» , 2012 год, https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Country-ChapterFinland.pdf; «Ядерная энергетика в Финляндии», Всемирная ядерная ассоциация, обновленная в мае 2017 года, http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-af/finland.aspx; «Финляндия: обзор энергетической системы», Международное энергетическое агентство, http://www.iea.org/media/countries/Finland.pdf.
25 Т. Влчек, «Сектор ядерной энергии в Центральной и Восточной Европе», М. Йирушек и Т. Влчек (ред.), « Энергетическая безопасность в Центральной и Восточной Европе и деятельность российских государственных энергетических предприятий»(Университет Масарика : Брно, 2015), 344.
26 «Соглашение о сотрудничестве Минска с Москвой по строительству Островецкой АЭС ратифицировано в закрытом судебном заседании парламента», « Беллона» , переведенная Марией Каминской, 3 ноября 2011 года, http://bellona.org/news/ukategorisert/2011-11-minsks- сотрудничество-соглашение-с-Москвой-на-созидательный Островец-NPP-ратифицировало-в-замкнутого дверному парламент слушаний.
27 Mycle Schneider и Antony Froggatt, Доклад о состоянии мировой ядерной промышленности за 2015 год , проект Mycle Schneider Consulting, июль 2015 года, https://www.worldnuclearreport.org/IMG/pdf/20151023MSC-WNISR2015-V4-HR.pdf.
28 Mycle Schneider и Antony Froggatt, Доклад о состоянии мировой ядерной промышленности 2016 года , проект Mycle Schneider Consulting, июль 2016 года. Валюта, конвертированная авторами по ставке 9 мая 2017 года.
29 Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, 2015 год.
30 Schneider and Froggatt, Доклад о состоянии мировой ядерной промышленности 2016 года.
31 Ольга Мееровская и др., Беларусь Энергетический сектор: потенциал для возобновляемых источников энергии и энергоэффективности , ENER2I, 2014, https://ener2i.eu/page/34/attach/0_Belarus_Country_Report.pdf.
32 Девяносто процентов природного газа, используемого для производства электроэнергии и тепла в Беларуси, поступает из России.
Учитывая кредитную политику России в отношении Беларуси, можно ожидать, что по крайней мере часть кредита будет прощена в обмен на политические обязательства или расширение российского военного присутствия в Беларуси.
34 «Соглашение о сотрудничестве Минска с Москвой по строительству Островецкой АЭС ратифицировано в закрытом судебном заседании парламента», « Беллона» .
35 «Организация Объединенных Наций и Чернобыль: Республика Беларусь», Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов, 2004 год, http://www.un.org/ha/chernobyl/belarus.html.
36 Александр Новиков, «Ядерная дискуссия и общественное мнение в Беларуси: от Чернобыля до Островец», « Общественное понимание науки» (2017), 280.
Источники указывают на разное отношение белорусов к Островецкой АЭС. Пожалуйста, см. Новикау, «Дебаты о ядерной энергии и общественное мнение в Беларуси» и Опрос: Почти половина белорусов отрицательно относятся к строительству БелАЭС, «[Опрос: почти половина белорусов имеет негативные взгляды на строительство белорусской АЭС], Tut By Media, май 23, 2017, https://news.tut.by/economics/544353.html.
38 Бентцен, Безопасность ядерных установок в Беларуси.
39 «Основные показатели внешней торговли», Национальный статистический комитет Республики Беларусь, http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika -i-okruzhayushchaya-Среда / vneshnyaya-torgovlya_2 / pokazateli-, Основной-за-период-х лет -__- ро -____ gody_10 / pokazateli-, Основной-vneshnei-ТОРГОВЛЯ /.
40 На протяжении многих лет произошли сбои в поставках нефти главным образом по политическим причинам.
41 Европейская комиссия, ежеквартальный отчет по европейским газовым рынкам , том. 7, вып. 4, четвертый квартал 2014 года, Генеральный директорат по энергетике, Обсерватория рынка энергии, 2015 год, https://ec.europa.eu/energy/en/data-analysis/market-analysis.
42 Доминикас Тучкус, «Влияние СПГ на рынок природного газа Литвы», Litgas, 29 мая 2015 г., http://www.lsta.lt/files/events/150529_Tuckus.pdf.
43 Литовская Республика, Grėsmių Nacionaliniam Saugumui Vertinimas [Оценка угроз национальной безопасности] , 2014, https://www.vsd.lt/wp-content/uploads/2016/10/gresmes-2013.pdf.
44 «Ученый: на площадке БелАЭС ничего более ответственного, чем свинокомплекс, возводить нельзя» [Ученые: Ничего более ответственного, чем комплекс свиней не должно быть построено на пятне Белорусской АЭС], naviny.by, 31 января 2017 года, http: //naviny.by/new/20170131/1485873043-uchenyy-na-ploshchadke-belaes-nichego-bolee-otvetstvennogo-chem.
45 Балтийская АЭС в Калининграде была приостановлена вскоре после референдума Литвы на АЭС Висагинас, хотя строительство уже началось.
46 «Первая электроэнергия, передаваемая через NordBalt, проданная на рынке», Litgrid, 18 февраля 2016 года, http://www.litgrid.eu/index.php/news-events-/news/first-electricity-transmitted-through-nordbalt -sold-на-рынке / 3107.
47 «LitPol Link запускает пробные операции», LitPol Link, 9 декабря 2015 г., http://www.litpol-link.com/news/litpol-link-starts-trial-operations-O5JnB3.
48 «EstLink 2 был взят», Elering, 7 февраля 2014 года, https://elering.ee/estlink-2-has-been-taken-over-2/&article_searchword=&from=&to=.
49 Сигитас Кадиса и др. «Проблемы для Балтийской энергетической системы, синхронно подключаемой к континентальной европейской сети» (2016 г.).
50 Соглашение о параллельной работе энергосистем Беларуси, России, Эстонии, Латвии, Литвы (БРЭЛЛ) [ Соглашение о параллельной работе энергетических систем Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (BRELL) ], 26 марта 2010 г., http: // so -ups.ru/fileadmin/files/company/international/icdevelopment/BRELL/BRELL_Agreement_051015.pdf.
51 «Балтийская синхронизация», enttye, http://tyndp.entsoe.eu/insight-reports/baltic-synchronisation/.
52 «Мир в фокусе: полное интервью Путина перед Генеральной Ассамблеей ООН», «Спутник Интернэшнл», 29 сентября 2015 года, https://sputniknews.com/politics/201509291027695060-putin-interview-charlie-rose-transcript/.
53 Анка Гурзу, «Прибалтика угрожает отключить российский регион», Politico, 4 ноября 2015 г., http://www.politico.eu/article/baltics-threaten-to-unplug-russian-region-power-kaliningrad-electricity- интерконнекторы-ЛИТВА-польша-швеция /.
54 «На БелАЭС прибыли спец войска», Хартия97, 23 февраля 2017 года, https://charter97.org/ru/news/2017/2/23/241766/.
Об авторах
Гидрюс Чеснакас , доктор философии, является доцентом Военной академии Литвы генерала Йонаса Жемайтиса и удостоен награды за лучшее исследование молодых ученых в гуманитарных и социальных науках Литовской академии наук за его исследования В энергетической дипломатии.
Юдинас Юозайтис — кандидат на факультет политических наук и дипломатии Университета Витаутаса Магнуса. Он занимает должность младшего научного сотрудника в Исследовательском центре по энергетической безопасности и является членом программы Future Energy Leaders (FEL-100) на Всемирном энергетическом совете.
Для получения дополнительной информации о проблемах и событиях, которые формируют наш мир, посетите веб-сайт сети блога CSS Или просмотрите нашу электронную библиотеку,