Экологические активисты России предупреждают об опасности ввозимых в страну отходов атомной энергетики
Поздно вечером 17 декабря сотрудники петербургского уголовного розыска задержали эксперта по ядерной безопасности российского отделения Greenpeace Рашида Алимова и доставили его в отделение полиции.
После составления протокола с обвинением в «захвате земельного участка» Алимов был отпущен, однако, теперь его, по-видимому, ожидает суд и назначение крупного административного штрафа.
Задержание произошло после того, как активисты Greenpeace России провели перед фасадом Гостиного двора акцию протеста против ввоза в страну урановых «хвостов» из Германии. На этой неделе ожидается прибытие в Санкт-Петербург судна «Михаил Дудин» с очередной порцией радиоактивного груза. Организаторы акции в этой связи иронично замечают: «Занятно получается. «Санкционные» яблоки ввозить нельзя, опасно. А урановые “хвосты” – ОК».
Торговый ларек высотой 900 метров
Во время пикета на тротуаре перед Гостиным двором, рядом с украшенной елкой и трехметровой фигурой Деда Мороза были выставлены бочки, в которых перевозят отходы ядерного производства. Надпись на бочках гласила «С новым годом!», а сам Рашид Алимов стоял с плакатом «Россия – не ядерная свалка!».
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» эксперт Greenpeace России рассказал, что к нему подходили журналисты, записывали его комментарии по поводу ввоза урановых «хвостов», а затем задавали аналогичные вопросы прохожим. «На Невском проспекте люди обычно торопятся, и если их кто-то останавливают, общаются кратко. Я еще не видел репортажей на тему этого пикета, но не думаю, что петербуржцы говорили, что одобряют ввоз ядерных отходов в нашу страну. Я также видел, что рядом стояли полицейские, но ко мне никто из них не подходил и не просил предъявить документы. … Через полчаса я оттуда ушел», – добавил Рашид Алимов.
А после 11 часов вечера, в квартиру эколога попытались проникнуть «люди в штатском». Домашним Алимова они говорили, что они – всего лишь водопроводчики и хотят проверить работу отопительных батарей. «Но им, слава Богу, не открыли. Меня в это время дома не было, но позже меня задержали около парадной. Меня отвезли в 28 отделение полиции, где, не торопясь, составили и выдали протокол о нарушении статьи 7.1. административного Кодекса РФ об административных нарушениях», – пояснил эксперт Greenpeace.
Отметим, что в протоколе Рашиду Алимову вменяется в вину «самовольное занятие земельного участка» длиной в 580 метров, и… высотой в 900 метров. Для сравнения – высота офисного небоскреба «Газпрома», известного как «Лахта-центр», равняется, включая шпиль, 462 метрам. А 900 метров – это высота, на которой самолет при посадке выпускает шасси.
«Скорее всего, эта статья относится к людям, которые поставили торговый ларек без соответствующего разрешения. И, кстати, в протоколе сказано, что у меня нет лицензии на торговую деятельность и что я должен явиться в службу картографии кадастра. Я абсолютно не согласен с предъявленными обвинениями, но мы с адвокатами посмотрим, как будет развиваться ситуация», – сказал собеседник Русской службы «Голоса Америки». И в конце разговора подчеркнул: «Важно, чтобы сейчас по всей России люди выходили с протестами против ввоза урановых “хвостов”. Еще 15 лет назад против этого выступал член-корреспондент Российской академии наук Алексей Владимирович Яблоков, который говорил, что это процесс неприемлем. И мы обязаны продолжить его дело».
Олег Бодров: для решения проблемы урановых «хвостов» потребуется 60 лет
Задержание Алимова и давлением на «зеленых» активистов вызвало возмущение у председателя общественного совета межрегионального общественного экологического движения «Южный берег Финского залива» Олега Бодрова.
В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он сказал, что такая нервная реакция властей свидетельствует о том, что у них «нет убедительных аргументов для доказательства правильности решения о транспортировке опасного груза из Германии. Они действуют по правилам “нет человека – нет и проблемы”, поэтому изолируют тех людей, которые пытаются рассказывать гражданам России о реальных рисках транспортировок урановых “хвостов”. Я считаю, что такие действия властей ничем не оправданы», – подчеркивает эксперт.
Физик по образованию, Олег Бодров много лет занимается природоохранной деятельностью, в частности – предупреждал об опасности атомной электростанции в городе Сосновый Бор Ленинградской области.
Что же касается ввоза «урановых хвостов», то, по словам собеседника «Голоса Америки», со стороны российских властей и госкорпорации «Росатом» это – «грязный бизнес».
«Германия покидает “атомный клуб”, закрывает все атомные электростанции и освобождается от тех рисков, которые были связаны с эксплуатацией АЭС в этой стране в течение многих лет», – продолжает Бодров. И поясняет: в ФРГ производилось обогащение природного урана с целью получения свежего топлива для АЭС. По завершении этих операций оставалась обедненная руда, перерабатывать которую было экономически невыгодно. «И многие тысячи тонн обедненного гексафторида урана перемещаются в Россию. Причем делается это не впервые – еще в начале 2000-х годов в Россию из Европы было завезено, примерно, 110 000 тонн этих отходов. Примерно то же самое происходит и сейчас», – рассказывает эколог.
О том, чем такие подобное опасно для России, предупреждали эксперты МАГАТЭ, на которых ссылается Бодров: «Они утверждали, что при определенных климатических условиях и сильном ветре в случае разгерметизации контейнеров может возникнуть радиационное загрязнение радиусом до 32 километров. А ведь, как известно, содержимое этих контейнеров перевозится через центр Петербурга. Т.е., фактически, под угрозой радиационного поражения находятся 5 миллионов человек! Ну, и, поскольку транспортировка будет продолжена вглубь России через города-миллионники, подобная угроза будет и для них».
Олег Бодров напоминает: для переработки всего ввозимого в Россию гексафторида урана потребуется 60 лет. «А что сможет произойти в стране до начала 80-х годов XXI века? Давайте оглянемся назад, и посмотрим, как изменилась России, то есть – тогдашний Советский Союз за прошедшие 60 лет. Мир стремительно меняется, и говорить о каких-то выгодах, которые можно будет получить о переработки урана-238, который остается в большом количестве в этих “хвостах” – просто наивно и смешно… Мы имеем дело с желанием как можно скорее заработать побольше денег, а все проблемы спрятать в закрытых атомных городах. И мы видим, что “Росатом” фактически противопоставляет себя остальной России», – заявляет председатель общественного совета межрегионального общественного экологического движения «Южный берег Финского залива».
На прошлой неделе восемь депутатов городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга подписали обращение к Владимиру Путину с просьбой прекратить перегрузку урановых «хвостов» в пределах городской черты. Вопрос о недопустимости ввоза опасных грузов из Германии поднимался и на заседании Заксобрания в среду 18 декабря.
В этот же день один из подписавших обращение к президенту РФ – депутат городского парламента Санкт-Петербурга Алексей Ковалев – выступил на заседании Общественного совета при «Росатоме», где представил позицию «группы восьми».
Несколько экологических общественных организаций призвали граждан России не только продолжить акции протеста, но и распространять о них информацию в социальных сетях с хештегом #НетУрановымХвостам.
Анна Плотникова, Голос Америки