Транснациональная компания Русал при поддержке Правительства РФ [ 1 ] и Губернатора Ленинградской области [ 2 ] намерена построить Ленинградский глиноземный завод (ЛГЗ) и глубоководный порт.
Этот комплекс стоимостью 400 млрд рублей предназначен для ежегодного импорта более 12 млн тонн бокситов из африканской Гвинеи и производства 4.8 млн тонн глинозема. В результате сотни миллионов тонн высокотоксичных отходов (красного шлама) планируется складировать на южном берегу Финского залива (ЮБФЗ).
Русал потерял Николаевский глиноземный завод, национализированный Украиной. Австралия ввела санкции на поставки глинозема в Россию [2].
Для компенсации этих потерь российские власти приняли решение поддержать Русал и построить ЛГЗ. Это геополитическое решение принято без глубокого анализа социально-
экологической ситуации на ЮБФЗ и учета интересов жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга [ 3 ].
Глиноземный завод планируют разместить в водосборном бассейне Копорской губы, рядом с крупнейшим на Балтике атомным кластером, который состоит из 18 ядерно- и радиационно-опасных объектов, находящихся в разной стадии жизненного цикла [ 4 ]. В него входит числе крупнейшая в России Ленинградская АЭС (ЛАЭС) с 8 энергоблоками различных типов и временным хранилищем отработавшего ядерного топлива, Экомет-С — крупнейший в России завод по переплавке металлических радиоактивных отходов.
Терминал по импорту бокситов для ЛГЗ намечено построить в соседней Лужской губе Финского залива, где уже находится индустриально-логистический кластер с 14
терминалами [ 5 ] и крупнейший в России Комплекс по переработке этан содержащего газа и производству сжиженного природного газа. [ 6 ].
Кроме того, 29 деревень [ 7 ] в водосборных бассейнах Копорской и Лужской губ находятся на территории загрязненной цезием-137 после чернобыльской аварии.
Таким образом, регион уже сейчас перегружен потенциально-опасными объектами, и их число продолжает расти.
Планы строительств ЛГЗ для переработки бокситов по технологии Баера, который применяется на Николаевском глиноземном заводе, могут иметь серьезные негативные социально-экологические последствия [ 8 ] для южного берега Финского залива.
1. Произойдет необратимое нарушение природных механизмов воспроизводства здоровой среды обитания. Ведь еще в 1992 году эксперты Российской Академии Наук по инициативе администрации Соснового Бора проанализировали состояние природных экосистем [ 9 ]. Эксперты заключили, что экологическая емкость района размещения ЛАЭС исчерпана. Было предложено не усиливать здесь нагрузку на природу и не увеличивать численность населения.
Десять лет спустя после этой экспертизы генетики подтвердили факт превышение экологической емкости этого района. Они зафиксировали у сосен в районе ЛАЭС трехкратное, а в Сосновом Бору двукратное превышение генетических повреждений в сравнении с соснами, растущими на границе Санкт-Петербурга, в районе Большой Ижоры[ 10 ]. К 2000 году было подорвано воспроизводство рыб, прекратилось промышленное рыболовство, закрылись 4 рыбоперерабатывающих завода в Усть-Луге, Вистино, Сосновом Бору и
Шепелево [ 11 ]. Целая отрасль, ориентированная на возобновляемые природные ресурсы с десятками тысяч занятых коренных жителей, прекратила существование [ 12 ].
2. Пострадают источники питьевого водоснабжения для 70 тысяч человек. В зоне негативного воздействия глиноземного завода и шламохранилища окажутся грунтовые воды, реки Коваши и Систа – источники водоснабжения для многих сельских поселений и города-спутника ЛАЭС, обеспечивающего работу других атомных объектов в Сосновом Бору. Пора позаботиться о защищенном (подземном) источнике водоснабжения для жителей Соснового Бора, и других населенных пунктов, как предусмотрено ст. 34 Водного Кодекса РФ [ 13 ].
3. Будет окончательно подорвано воспроизводство возобновляемых рыбных ресурсов – национального достояния России. Все реки южного берега Финского залива нерестовые, в том числе для краснокнижных видов, таких как Балтийский лосось. Изменение гидрохимических характеристик рек под воздействием завода и шламохранилища нарушит жизненный цикл рыб, складывавшийся веками. Утрата возобновляемых ресурсов России в угоду бизнеса невозобновляемых ресурсов – стратегическая ошибка.
4. Пострадают любимые места отдыха. Работа глиноземного завода неизбежно подорвет рекреационный и туристический потенциал южного берега Финского залива — любимого места отдыха и занятия спортом сотен тысяч жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Экономическое благополучие нации не должно строиться на утрате социально-значимых ценностей.
5. Обесценится недвижимость у тысяч владельцев близлежащих садоводств Энергетик, Дружба, Строитель, Березовая роща и дачного поселка Лубенская Долина и сельских поселений Коваши, Калище, Воронино, Лопухинка, Глобицы и других. Да и качество жизни в этих местах пострадает!
6. Снизится биоразнообразие в регионе. Ведь в зоне негативного воздействия могут оказаться более 10 действующих и планируемых особо охраняемых природных территорий и памятников природы [ 14 ]. Это приведет к дальнейшему ухудшению качества воздуха в пятимиллионном Санкт-Петербурге, находящегося в 35 км с подветренной стороны от планируемого завода и шламохранилища.
7. Проявятся эффекты синергизма – усиления негативного воздействия выбросов различных предприятий. Ведь сейчас оценивается безопасность выбросов отдельных предприятий. А между тем пароводяная смесь градирен ЛАЭС (200 тыс. т/сутки) в сочетании с выбросами окислов и канцерогенов глиноземного завода могут вызвать выпадение кислотных дождей и уничтожение сосновых лесов в округе. Возрастет численность раковых заболеваний у работников, обслуживающих более 15 ядерно- и радиационно-
опасных объектов в Сосновом Бору.
8. Повысится риск утраты национальных символов России – садово-парковых ансамблей Ломоносова и Петергофа. Они в зоне преимущественных западных, юго-западных ветров от ЛАЭС и глиноземного завода. При типичных западных ветрах через час аварийные выбросы этих опасных объектов могут достигнуть границы, а через 4 часа накрыть пятимиллионный Санкт-Петербург. Такое воздействие может возникнуть и в результате террористических атак или боевых действий. Ведь до границы со страной НАТО всего 70 км.
9. Новое поколение жителей южного берега Финского залива может утратить веру в возможность нормальной жизни на южном берегу Финского залива в условиях тотальной индустриальной агрессии в этом районе.
10. Будет подорвано доверие к региональным властям. В 2003 году В. Сердюков, губернатор Ленинградской области, публично заявил, что «раз и навсегда закрывает строительство в нашем регионе алюминиевого завода» (Газета Вести, 6 сентября 2003 г). Этому решению способствовали результаты общественной экологической экспертизы и муниципального референдума о строительстве Сосновоборского алюминиевого завода. Тогда более 90% сосновоборцев проголосовали против завода.
Чтобы обеспечить сбалансированное развитие южного берега Финского залива нужно учесть не только национальные, но и региональные интересы. Для этого целесообразно сделать два шага.
Первый: создать межрегиональную экологическую лабораторию под патронажем правительств Ленинградской области, Санкт-Петербурга и под контролем Наблюдательного совета с участием всех заинтересованных сторон.
Второй: провести комплексную (стратегическую) социально-экологическую оценку южного берега Финского залива на основании совмещенного территориального и морского пространственного планов с выделением зон возможной застройки промышленными и инфраструктурными объектами, районов сельскохозяйственной деятельности, зон рекреации и особой охраны природы; решение о допустимости размещении каких-либо промышленных объектов принимать после проведения этой работы.
Политические решения о размещении опасных объектов на южном берегу Финского залива должны базироваться на оценках экологов и быть социально-приемлемыми.
Эффективное взаимодействие общества, бизнеса и власти — ключевой фактор обеспечения сбалансированности и социальной приемлемости принимаемых решений.
Литература:
1 Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 №4260-р О стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-28122022-n-4260-r/strategiia-razvitiia-metallurgicheskoi-promyshlennosti-rossiiskoi/iv/1_1/?csrfmiddlewaretoken=lRiONkOvtBd0qX2FG3xwuq3Ze4Epqcdr&law-term=Глиноземный+завод&law-chunk_info_id=&law-include_curr=1&law-direction=n&law-txt=%5C
2 Илья Словесный Планы по строительству глинозёмного завода в Ленобласти встревожили жителей, Деловой Петербург, 7 июля 2023 https://yandex.ru/turbo/dp.ru/s/a/2023/07/07/plani-stroitelstva-glinozjomnogo
3 Что нам ГВИНЕЯ? Подробно о глиноземном заводе и последствиях, Стоп Русал ТВ, видеостудия «Зеленый Мир, 2023 https://www.youtube.com/watch?v=wxXccaX8fNk&t=25s
4 Олег Бодров, Роль регионов при принятии решений по атомным проектам, портал ПроАтом, 10.01.2023 http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10369
5 Морской торговый путь Усть-Луга https://lenoblinvest.ru/o-regione/morskoy-torgovyy-port-ust-luga/?preview=6d577cda4099312aab8bb0a9ba5d8dd0
6. Газпром, Комплекс по переработке этансодержащего газа и производству СПГ https://www.gazprom.ru/projects/lng-leningrad/
7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1074, МОСКВА, Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102379921
8 Николаевский глиноземный завод, Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Николаевский_глинозёмный_завод
9. Отчет и заключение экспертной комиссии по комплексному анализу обстановки в районе г. Сосновый Бор (по данным, представленным заказчиком), Санкт-Петербургского научного центра «Ассоциация ученых будущее Санкт-Петербурга” РАН, Санкт-Петербург, 1992, 107 стр., утв. чл.-корр. РАН, зам. председателя Президиума РАН С. Г. Инге-Вечтомовым, инв. № 018-ЭС 10. С.А. Гераськин, Д.В. Васильев, В.Г. Дикарев, А.А. Удалова, Т.И. Евсева, Н.С. Дикарева, В.Л. Зимин, Оценка методами биоиндикации техногенного воздействия на популяции PINUSSYLVESTRISL в районе предприятия по хранению радиоактивных отходов, ЭКОЛОГИЯ, №4, с 1-11.
11 Олег Бодров, буклет НАШ БЕРЕГ-2022, с.2, сайт Общественного совета Южного берега Финского залива https://decommission.ru/wp-
content/uploads/2022/07/%D0%9D%D0%90%D0%A8_%D0%91%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%93_2022_%D0
%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82.pdf
12 Николай Кузьмин, Дмитрий Дмитриев, Парламентский взгляд на региональные проблемы Санкт-Петербурга и Ленобласти, портал ПроАтом 13.12.2023
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=10803
13 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023)
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/814f76c933059091b59d1e16017ae944260a729e/
14 Карта-схема местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов Ломоносовского лесничества Ленинградской области, 2018 год https://nature.lenobl.ru/media/uploads/userfiles/2021/12/30/Ломоносовское_ООПТ.pdf