Как жить в гармонии с природой?

Законопроект «Экологический кодекс Ленинградской области» разработали 7 депутатов-коммунистов Законодательного Собрания Ленинградской области.
В субботу, 30 марта этот документ впервые публично обсуждался в Санкт-Петербурге. Участвовало более 20 человек, в том числе представители законодательных собраний и правительств Ленинградской области и Санкт-Петербурга, муниципальные депутаты, эксперты-экологи и лидеры общественных объединений.


Семь миллионов жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга – единое социально-экологической пространство — водосборный бассейн Финского залива. Оно разделено множеством административных границ, в которых действуют различные экологические нормы, которые часто не согласуются.


Экологический кодекс Ленинградской области по замыслу разработчиков может не только объединить в одном документе региональные экологические нормы, разбросанные в различных законах. Он может стать более эффективным механизмом для осознанного влияния общественности и законодателей региона на принимаемые решения.
Например, на южном берегу Финского залива сейчас реализуются федеральные проекты, которые затрагивают интересы жителей Санкт-Петербурга и области. Это строительство двух новых (500 млрд руб.) и вывод из эксплуатации четырех старых энергоблоков Ленинградской АЭС (примерно 600 млрд руб.),строительство газохимического комплекса в районе Лужской губы (около 1000 млрд руб.) и, наконец, строительство Ленинградского глиноземного завода (400 млрд руб.).

Таким образом, на каждый погонный метр береговой линии от Санкт-Петербурга до границы с Эстонией вкладывается более 12 млн рублей в природоразрушающие объекты. Они негативно влияют на ООПТ, нерестовые реки – источники водоснабжения.
Решения по этим объектам принимаются в Москве. Областные чиновники согласуют их размещение, желая получить миллиарды рублей в бюджет, а 7 миллионов жителей региона, интересы которых затрагиваются, фактически не имеют адекватной информации и эффективных механизмов повлиять на ситуацию.
Выступающие на слушаниях представители общественности предлагали внести в кодекс меры ответственности чиновников за принимаемые (и не принимаемые!) решения. Говорилось, также о правовом нигилизме и низкой экологической культуре лиц, принимающих решения.


Депутаты законодательных собраний Петербурга и области отмечали необходимость общих законодательных норм для этих субъектов.
Эксперты экологи предлагали, чтобы в основе экологического кодекса был экосистемный подход, защищающий не только людей, но и экосистемы региона.
Представители региональных правительств отделались лишь общими комментариями, сославшись, что не успели детально познакомиться с законопроектом.
В обсуждениях активно участвовали представители общественных объединений Против полигона ТБО и завода на Дубровке и Против мусорного полигона у истоков фонтанов Петергофа, РОО «Токсовские озера», АНО «Дудергоф», движения СТОП РУСАЛ, Общественный совет южного берега Финского залива, а также активисты из Гатчины и Вистино.
Предложения по совершенствованию текста Экологического кодекса поступили от юристов-экологов Башкортостана (Александр Веселов) и Челябинской области (к.ю.н. Андрей Талевлин).


Прошедшие слушания только начало, а не итог обсуждения законопроекта. До 15 апреля 2024 года свои предложения по улучшению Законопроекта можно направлять Ивану Кирилловичу Апостолевскому, депутату ЗакСа Ленинградской области и одному из разработчиков проекта на адрес apost47sb@gmail.com