Пресс-конференция по такой теме прошла 21 марта 2024 года в Институте региональной прессы Санкт-Петербурга.
Перед журналистами выступили Николай А. Кузьмин и Иван К. Апостолевский — депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области и Олег В. Бодров, физик, эколог, председатель Общественного совета южного берега Финского залива.
Около 20 журналистов и других заинтересованных участников зарегистрировалось для участия в пресс-конференции, в том числе в режиме онлайн.
Выступающие отметили, что транснациональная компания Русал намерена при поддержке Правительства РФ и губернатора Ленинградской области построить крупнейший в мире Ленинградский глиноземный завод (ЛГЗ) производительностью 4.8 млн т/год. Завод 1-го класса опасности стоимостью 400 млрд рублей.
Для импорта около 13 млн тонн/год бокситов из африканской Гвинеи планируется построить глубоководный порт в Усть-Луге. Десятки товарных вагонов с бокситами после перегрузки с судна ежечасно, 365 дней в году, будут курсировать от порта к заводу между двумя ООПТ.
Исходя из мирового опыта и с учетом планируемой мощности этого крупнейшего в мире глиноземного завода, его воздействие на среду обитания может быть зафиксировано на расстоянии до 50 км. Эта территория отмечена на схеме, и охватывает не только особо охраняемые территории, любимые зоны отдыха, но и дворцово-парковые ансамбли, объекты культурного наследия ЮНЕСКО.
Продвижение проекта Ленинградского алюминиевого завода (ЛГЗ) – следствие блокировки Австралией поставок глинозема в Россию и национализации Николаевского глиноземного завода в Украине. Возникли проблемы с сырьем российских алюминиевых заводов. При этом только треть производимого в России алюминия потребляется внутри страны, а две трети экспортируется. Это считается выгодным бизнесом.
По имеющейся информации завод планируют разместить в 11 км к югу от крупнейшей в России и на Балтике Ленинградской АЭС. Дворцово-парковые ансамбли Ораниенбаума примерно в 31 км, а Петергофа в 37 км от планируемого ЛГЗ. При этом неорганическая пыль, исходя из мирового опыта, может переноситься на расстояние до 50 км.
Возможны эффекты синергизма (усиления негативного воздействия) выбросов 200 тыс. т/сутки пароводяной смеси градирен Ленинградской АЭС и выбросов растворимых окислов ЛГЗ. Под их воздействием могут оказаться заказники Котельский, Лебяжий, дворцово-парковые Ораниенбаума, Петергофа, а также нерестовые реки – источники питьевого водоснабжения более 70 тысяч человек.
Пострадает традиционный уклад жизни коренных (в том числе малочисленных народов), связанный с рыболовством. Под угрозой окажется биоразнообразие и воспроизводство возобновляемых рыбных ресурсов – национального достояния России.
Комиссия Российской Академии Наук в 1992 году по договору с администрацией Соснового Бора проанализировала состояние природы в районе Сосновоборского ядерного кластера и сделала вывод об исчерпании экологической емкости этого района. Учеными были даны рекомендации не усиливать антропогенную нагрузку, организовать комплексный экологический мониторинг, создать подземный источник водоснабжения.
Эти рекомендации не были учтены. Количество ядерно- и радиационно-опасных объектов к настоящему времени удвоилось. Появился индустриально-логистический комплекс в районе Лужской губы.
Продвижение ЛГЗ, других опасных проектов на южном берегу Финского залива проходит без учета социально-экологических интересов 7 млн жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Лица, принимающие решения, опираются, главным образом, на экономические выгоды, не учитывают возможные социально-экологические последствия для Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Эти решения не опираются на результаты комплексного экологического мониторинга региона. Его просто нет.
Попытки провести муниципальный референдум в г. Сосновом Бору по отношению к ЛГЗ дважды блокировался депутатами партии Единая Россия. Подан иск в суд, оспаривающий это решение.
Произошла самоорганизация общественного движения противников опасного проекта СТОП РУСАЛ. Собрано более 20 тысяч подписей жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга против этих планов. Сбор подписей продолжается.
Разработан проект экологического кодекса Ленинградской области, который может усилить влияние жителей и способствовать сбалансированному развитию региона.
Для достижения целей устойчивого развития принятых ООН необходимо:
- Принять региональные взаимодополняющие законы об экологической безопасности для Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
- Организовать межрегиональную экологическую лабораторию под патронажем правительств Ленинградской области и Санкт-Петербурга и под контролем Попечительского совета с участием региональных заинтересованных сторон.
- Провести комплексную социально-экологическую оценку южного берега Финского залива на основании совмещенного территориального и морского пространственного планов с выделением зон возможной промышленной застройки, сельскохозяйственной деятельности, инфраструктурных объектов, рекреации и особой охраны природы; решение о допустимости размещении ЛГЗ и каких-либо промышленных объектов принимать после проведения этой работы.
- Предложить Государственной Думе РФ принять ФЗ о Морском пространственном планировании, включив прилегающую морскую акваторию до внешних границ территориального моря в территорию приморских субъектов Федерации, в том числе Ленинградской области.
- Инициировать обращение Правительства Ленинградской области в Правительство Российской Федерации о наделении Ленинградской области соответствующими полномочиями на прилегающей морской акватории.
- Обратиться в Санкт-Петербургский Научный центр Российской академии наук с предложением разработки программы комплексного изучения состояния экосистем региона водосбора Финского залива и выработке рекомендаций развития в соответствии с целями устойчивого развития ООН.