Открыточная кампания: первые итоги

Летом 2019 г. при проведении юбилейной (20-й) велоакции «Наш берег-2019» мы проводили открыточную кампанию, предлагая жителям южного берега Финского залива разослать почтовые открытки Губернатору и Председателю Законодательного Собрания  Ленинградской области с призывом «Берегам Финского залива — раздельный сбор отходов». В этих открытках жители требуют у власти обеспечить возможность раздельного сбора коммунальных отходов в населенных пунктах.

Сегодня мы получили несколько ответов на открытки жителей и наиболее интересные ответы мы размещаем на сайте.

Письмо от Председателя Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области, Николая Кузьмина.

Уважаемый Геннадий Викторович!

Изучив в соответствии с поручением Председателя Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенина Ваше обращение по вопросу о необходимости принятия нормативных правовых актов в целях создания условий для осуществления раздельного сбора отходов и их переработки, организации экологического просвещения и распространения социальной рекламы, сообщаю следующее.

Николай Алексеевич Кузьмин

В соответствии со статьей б Федерального закона от 24 июня 1998 года N2 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон М 89-ФЗ) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 13.4 Федерального закона N2 89-ФЗ, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 19 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской

Федерации от 12 ноября 2016 года М 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

В соответствии со статьей 3 областного закона от 27 июля 2016 года Н 71-оз «О разграничении полномочий органов государственной власти Ленинградской области в области обращения с отходами и признании утратившими силу отдельных законодательных актов» и Постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2016 года М 85 «Об утверждении Положения об Управлении Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами» полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО наделено управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (далее — Управление Ленинградской области по обращению с отходами).

Управление Ленинградской области по обращению с отходами также наделено полномочием по утверждению порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).

Приказом Управления Ленинградской области по обращению с отходами от б июля 2017 года N2 6 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» определено следующее:

1) в целях обеспечения раздельного накопления ТКО используются контейнеры и (или) специально предназначенные емкости:

  • для отходов, содержащих следующие компоненты: полимерные материалы, бумага, картон, стекло, металл;
  • для прочих отходов;
  • оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом,
    осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов) могут быть установлены дополнительные контейнеры и (или) предоставлены специально предназначенные емкости для накопления отдельных фракций отсортированных ТКО при условии наличия договора с предприятиями, осуществляющими утилизацию отдельных фракций отсортированных ТКО;
  • при раздельном накоплении ТКО оператору запрещается вывоз отсортированных ТКО и прочих в одном объеме кузова транспортного средства;
  • контейнеры для раздельного накопления отходов должны быть легко различимы посредством маркировки, содержащей в текстовом исполнении перечень принимаемых фракций ТКО и контактные данные оператора;
  • специально предназначенные емкости для раздельного накопления отходов должны различаться по цвету и (или) материалу.

Однако, несмотря на существование указанных норм, единая система раздельного накопления отходов в Ленинградской области на сегодняшний день отсутствует.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона Х 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивают один или несколько региональных операторов в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На территории Ленинградской области функции регионального оператора по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) осуществляет акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Согласно Постановлению Правительства Ленинградской области от 9 июля 2018 года М 232 «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Ленинградской области» деятельность регионального оператора должна обеспечивать, в частности, внедрение раздельного накопления отходов по видам в соответствии с действующим законодательством.

  • соответствии с Соглашением об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности «Ленинградская область», заключенным 24 апреля 2018 года между Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по обращению с отходами и региональным оператором, план-график внедрения раздельного накопления отходов по видам утверждается региональным оператором по согласованию с Управлением Ленинградской области по обращению с отходами.

Однако на сегодняшний день указанный план-график не утвержден.

  • этой связи необходимо отметить, что 20 декабря 2018 года Управлением Ленинградской области по обращению с отходами и региональным оператором было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее перенос сроков реформы сферы обращения с ТКО в Ленинградской области.
  • соответствии с указанным дополнительным соглашением региональный оператор обязан приступить к организации деятельности по обращению с ТКО не позднее 1 ноября 2о19 года.

При этом предусмотрен поэтапный переход на новую схему обращения с ТКО. Пилотный проект стартовал 1 апреля 2019 года в Приозерском муниципальном районе, 1 июня 2019 года к реализации реформы приступил Выборгский муниципальный район, 1 июля 2019 года — Лужский

муниципальный район. В остальных районах Ленинградской области, как указывалось выше, региональный оператор приступит к осуществлению деятельности, связанной со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением ТКО, с 1 ноября 2019 года.

Исходя из этого, следует предположить, что единый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение раздельного сбора ТКО в Ленинградской области, будет осуществляться после утверждения региональным оператором плана-графика раздельного накопления отходов (согласно . информации, представленной Управлением Ленинградской области по обращению с отходами, данные мероприятия начнут реализовываться поэтапно, начиная с 2020 года).

При этом, однако, не исключается возможность реализации проектов раздельного сбора отходов, подготовленных гражданами по их собственной инициативе.

Так, 24 июля 2019 года в Правительстве Ленинградской области состоялось заседание «круглого стола» на тему раздельного сбора ТКО. В заседании приняли участие представители регионального оператора, Управления Ленинградской области по обращению с отходами, Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, а также ряда организаций, осуществляющих на территории Ленинградской области деятельность по раздельному сбору отходов (000 «ЮВИ СПб», 000 «ПКФ «Петро—васт», 000 «Синай», 000 « Эко-точка, 000 «Ультрикс» и т.д.).

Поскольку и региональный оператор, и Управление Ленинградской области по обращению с отходами выразили заинтересованность во взаимодействии с организациями, осуществляющими раздельный сбор отходов, основной целью встречи было обсуждение процедуры согласования частных (инициируемых гражданами) проектов, связанных с установкой контейнеров, предназначенных для раздельного накопления отдельных видов отходов.

Граждане, заинтересованные в установке таких контейнеров, могут обратиться в одну из организаций, осуществляющих раздельный сбор отходов. Примерный перечень организаций, осуществляющих указанную деятельность, опубликован на сайте НКО «Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «Раздельный Сбор» в разделе «Контакты компаний» (rsbor.ru/company-contacts/).

Пунктом 21 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года М 1156 «О6 обращении с твердыми коммунальными отходами», предусмотрено, что организация мест (площадок) накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов допускается при условии получения письменного согласия регионального оператора. С учетом этого проект установки контейнеров для раздельного накопления отходов должен быть согласован с региональным оператором. Информационное письмо с запросом на согласование проекта, с указанием адреса планируемого места

размещения контейнеров для раздельного накопления отходов и типов контейнеров, следует направлять по адресу: 191015, Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.54, лит.В либо по адресу электронной почты info(a~uclo.ru.

Что касается Вашего вопроса об организации экологического просвещения на территории Ленинградской области, то Федеральный закон N9_ 89-Ф3 относит организацию экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами исключительно к полномочиям органов местного  самоуправления городских поселении, городских округов и муниципальных районов.

Вместе с тем статьей 74 Федерального закона от 10 января 2002 года Х 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

При этом экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется не только органами местного самоуправления, но и органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Следует отметить, что на территории Ленинградской области действует областной закон от 18 июля 2016 года 1Ч 62-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области» (далее — областной закон Х 62-оз).

Статьей б областного закона М б2-оз определены следующие формы экологического просвещения населения:

  • распространение органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления информации о состоянии окружающей среды, региональных экологических проблемах и путях их решения;
  • распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры;
  • распространение и пропаганда экологических знаний, информации (включая социальную рекламу) о состоянии окружающей среды, природных

ресурсов и экологической безопасности через средства массовой информации, в том числе путем выпуска специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологических программ и передач;

  • эколого-просветительская деятельность организаций различных форм собственности (общественный мониторинг состояния окружающей среды, общественный экологический контроль, экологические акции, конкурсы, фестивали, выставки и другое);
  • организация и проведение научно-практических конференций, лекториев, семинаров и форумов по проблемам экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности, экологического образования и просвещения;

б} выпуск литературы по экологии для населения;

7) другие формы распространения массовой информации.

В соответствии со статьей 9 областного закона N2 б2-оз органы исполнительной власти Ленинградской области организуют и развивают непрерывное экологическое образование и просвещение граждан, включают мероприятия по осуществлению и развитию экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в стратегию социально-экономического развития Ленинградской области и государственные программы Ленинградской области.

В частности, мероприятие «Формирование экологической культуры населения Ленинградской области» предусмотрено в государственной программе «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31 октября 2013 года N 368. В рамках указанного мероприятия осуществляется поддержка экологического образования и просвещения школьников Ленинградской области, разработка и издание ежегодного информационно-аналитического сборника «Состояние окружающей среды в Ленинградской области».

Ответственным исполнителем государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области» является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Таким образом, полномочиями по решению вопросов, указанных в Вашем обращении, наделены органы исполнительной власти Ленинградской области (Управление Ленинградской области по обращению с отходами, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области), а также региональный оператор.

Вместе с тем представляется целесообразным дополнительно обсудить данные вопросы в рамках деятельности постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Ленинградской области, на заседания которой приглашаются представители отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области и регионального оператора.

Благодарю Вас за активную жизненную позицию и внимательное отношение к проблемным вопросам, возникающим в ходе реформирования сферы обращения с отходами в Ленинградской области.

Председатель

постоянной комиссии

по экологии и природопользованию

—~ Н.А. Кузьмин