Ядерные отходы снова доставлены из Германии в российский порт Усть-Луга, на южном берегу Финского залива. По железной дороге они через радиационно-загрязненные чернобыльские территории Ленинградской области двинулись в ЗАТО Новоуральск, свердловской области. Грязный атомный бизнес России пока не удалось остановить.
Импорт ядерных отходов из Германии нарушает Конституцию РФ, законы РФ и подрывает экологическое благополучие настоящего и будущих поколений. Рано утром 12 августа 2020 года в порт Усть-Луга прибыло очередное судно «Михаил Дудин» с 600 тоннами обедненного гексафторида урана (ОГФУ) из Германии. Это продолжение челночных рейсов судна между портом Амстердама и Усть-Луги. http://decommission.ru/2020/07/23/yadernaya_khronika_yuli/
ОГФУ — отходы обогащения урановой руды, дальнейшее извлечение урана из которых в Германии считается экономически нецелесообразным.
После перегрузки на железнодорожные платформы в порту Усть-Луга, недалеко от населенных пунктов, ОГФУ отправятся на Урал, в закрытый атомный город Новоуральск Свердловской области.
Для того, чтобы сбить волну протестов в Санкт-Петербурге, российский атомный бизнес в декабре 2019 года перенес перегрузку химически токсичных радиоактивных материалов из пятимиллионного мегаполиса в порт Усть-Луга. При этом в Кингисеппском районе не проводились общественные слушания в обоснование лицензии по обращению с радиоактивными материалами в порту Усть-Луга, как того требуют Федеральноые законы (N 170 ФЗ Закон Об использовании атомной энергии, ст. 26 и N 174 ФЗ Об экологической экспертизе, ст.11).
Это циничное решение бизнеса, с которым согласились власти Ленинградской области, поскольку риски негативного воздействия в случае аварии при перегрузке контейнеров с ОГФУ сместились из Санкт-Петербурга на территорию уже пострадавшую от чернобыльской катастрофы.
Тысячи жителей Кингисеппского района Ленинградской области проживают на опасных для здоровья радиационно-загрязненных территориях будут подвержены дополнительным рискам. Госкорпорация Росатом утверждает, что ОГФУ являются ценным энергетическим ресурсом, и ввозится в Россию для до-обогащения, после которого отправится обратно поставщику. При этом не уточняется что, в страну происхождения ОГФУ может вернуться лишь от 2 до 10 процентов от ввозимых радиоактивных материалов, а до 98 процентов останется в России на вечное хранение.
По имеющимся сведениям, сегодня в России под открытым небом в контейнерах накоплено более 1 миллиона тонн ОГФУ. Фактически, продолжающийся десятки лет ввоз в Россию этих высокотоксичных ядерных материалов, превращает территорию нашей Родины в мировую свалку опасных отходов.
Жители южного берега Финского залива возмущены нарушением их прав на благоприятную окружающую среду и правовым нигилизмом властей и грязного бизнеса! Открытого обращение Российско-Германской коалиции к властям России, Германии и МАГАТЭ, под которым стоят 50 подписей представителей общественности, региональных и муниципальных властей, а также экспертов и жителей атомных регионов России.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. В чем опасность гексафторида урана
По данным Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ), в результате пожара при транспортировке крупной партии гексафторида урана опасными концентрациями урана и плавиковой кислоты может быть загрязнена территория в несколько квадратных километров.
По оценке британского эксперта А. Прайса (A. Price) из компании British Nuclear Fuels Limited при крупной аварии и неблагоприятных погодных условиях зона поражения смертельными концентрациями гексафторида урана может достигать радиуса 32 км от места аварии.
Как авария может сказаться на здоровье людей.
Возгонка гексафторида урана (переход из твердого в газообразное состояние) происходит при температуре 56 градусов Цельсия. Газообразные продукты его взаимодействия с воздухом легко проникают в кровь человеку. По данным шведских исследователей примерно 10% урана, попавшего в человеческое тело, выводится с мочой в течение нескольких дней, а до 90%, аккумулируясь в костных тканях, замещая кальций. Внутреннее облучение урана, «застрявшего» в человеческом теле может вызвать рак. Наиболее серьезные последствия от этого будут у детей.
Кто рискует?
Наибольшему риску подвергается природа и люди вдоль трассы следования контейнеров в Европе (Германии, Нидерландов и др. стран), экосистемы Балтийского моря, а также многие десятки тысяч жителей южного побережья Финского залива Ленинградской области, Санкт- Петербурга, а также населенных пунктов вдоль железнодорожного пути следования, городов, где происходит хранение контейнеров под открытым небом и их переработка. Это ЗАТО Новоуральск, Свердловской области (Уральский Электрохимический комбинат), ЗАТО Зеленогорск, Красноярского края (ПО Электрохимический Завод), ЗАТО Северск (Сибирский Химический Комбинат), Ангарск (Ангарский электролизный химический комбинат».
Контейнеры, привезенные в Россию, хранятся на площадках под открытым небом. По данным ежегодных отчетов Ростехнадзора, российского регулятора ядерной безопасности, хранение ОГФУ не всегда отвечало требованиям безопасности.
Кто зарабатывает деньги?
Выгоду от сомнительных коммерческих операций получают представители российского атомного бизнеса и чиновники, которые находят пути обхода Российского законодательства, увеличивая негативные риски здоровью природы и граждан России нынешнего и будущих поколений.
Желтым цветом обозначена территория в 32 км по обе стороны от железной дороги, на которой, в случае пожара и разгерметизации контейнеров при транспортировке ОГФУ могут возникнуть смертельные концентрации паров. Карта выполнена на основе экспертной оценки эксперта МАГАТЭ, A. Price (1978), British Nuclear Fuel Limited. Fuel Division, England.
Карта мощности дозы гамма-излучения на южном берегу Финского залива после чернобыльских выпадений в мае 1986 года. После чернобыльской аварии мощность экспозиционной дозы в Кингисеппском районе возросла в 2 с лишним раза. 29 населенных пунктов Кингисеппского, Ломоносовского и Волосовского районом имеют статус радиационно-загрязненных территорий, в соответствии с Постановлением Правительства РФ.
Олег Бодров,
Председатель Общественного Совета Южного берега Финского залива
Подробности по тел. +7 921 74 52 631