Механизмы регулирования конфликта интересов властей, бизнеса и общественности при продвижении экологически значимых проектов на берегах Финского залива

Круглый стол в Законодательном собрании Ленинградской области при участии общественности, законодателей и СМИ состоялся 27 сентября 2019 года. Статью об этом смотрите также на сайте ЗакСа Ленинградской области

Организаторы:

Председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользования Законодательного Собрания Ленинградской области;
Общественный совет южного берега Финского залива — межрегиональное общественное экологическое движение Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Тема дискуссии связана с многолетним наблюдением за социально-экологическим развитием берегов Финского залива, которое демонстрирует кризис взаимодействия общественности, бизнеса и власти. За прошедшие 30 лет и в ближайшем будущем в крупные инфраструктурные проекты на побережьях Финского залива инвестируется до триллиона рублей. Продвигаются портовые, атомные и логистические проекты, оказывающие антропогенное воздействие на окружающую среду.
При этом не учитывается их совокупное воздействие на экосистемы, возможность природы восстанавливаться и воспроизводить здоровую среду обитания.

Краткая история.

За прошедшие 20 лет наиболее крупными индустриальными проектами были:

  • Российско-американский проект алюминиевого завода в г. Сосновый Бор. Был остановлен в связи с протестами жителей южного берега Финского залива, так как угрожал загрязнить реку Систа – источник водоснабжения г. Сосновый Бор и других населенных пунктов;
  • пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в г. Сосновый Бор. Был заморожен в связи с активными протестами большинства жителей и депутатов Законодательных собраний Ленинградской области и Санкт-Петербурга;
  • проект порта «Усть-Луга» был реализован, но сопровождался острыми конфликтами с местными жителями, традиционный уклад жизни которых всегда был связан с рыболовством и рыбопереработкой;
  • проект газопровода НордСтрим-2 начал свою реализацию в Кургальском заказнике, продолжая вызывать острую критику экспертного сообщества и общественности.
Процесс обсуждения

Большинство участников дискуссии за круглым столом познакомилось с опытом регулирования конфликта интересов общественности, бизнеса и власти при продвижении портовых проектов в России, Финляндии.

Обсуждение показало необходимость совершенствования существующих и создание новых правовых механизмов регулирования, а также площадок для обсуждения продвигаемых проектов с учетом интересов всех вовлеченных сторон.
Одним из таких механизмов может стать морское пространственное планирование. Россия как сторона Хельсинкской Конвенции, обязалась следовать рекомендациям: «странам <…> вовлекать общественность и заинтересованные лица в мероприятия, способствующие оздоровлению Балтийского моря, а также активно способствовать участию общественности в процессе принятия решений».
Поэтому в ближайшее время необходимо разработать общие принципы широкомасштабного морского пространственного планирования (МПП) морских и прибрежных районов для обеспечения охраны и устойчивого использования Балтийского моря.

Участники круглого стола обсудили возможные решения регулирования конфликтов с учетом интересов всех вовлеченных сторон для обеспечения сбалансированного с природой развития российских берегов Финского залива:

  • создать независимую региональную лабораторию для мониторинга состояния среды обитания;
  • провести комплексную стратегическую оценку экологического состояния берегов Финского залива (ЮБФЗ) для определения экологической емкости и возможного наращивания антропогенной нагрузки на этот регион;
  • принять морской пространственный и территориальный планы развития ЮБФЗ с четким разграничением природоохранных, рекреационных, индустриальных зон и зон жилой постройки;
  • разработать региональную программу по сохранению культуры и традиционного уклада жизни на территории проживания коренных жителей, которая позволит защищать их при    реализации транснациональных проектов на ЮБФЗ;
  • разработать и принять региональные законодательные нормы по обеспечению более широкого участия в МПП всех заинтересован сторон, в том числе коренных малочисленных  народов;
  • на стадии разработки и обсуждения проектов — включать Программу социального партнерства и развития территории, на которой планируется размещение объекта. Одним из юридических инструментов реализации Программы на практике применяется Соглашение о социальной ответственности. Это многосторонний документ, который требуется   разрабатывать с участием инвестора, администрации муниципального образования, представителей общественных организаций и представителей населения данной территории;
  • в целях следования концепции Устойчивого развития, Декларации ООН о правах коренных народов, инвестор и/или органы власти до принятия решений о выделении земельного      участка и размещении нового объекта должны получить от коренного народа Свободное, предварительное и информированное (осознанное) согласие. Представителям  организаций/общин коренных народов должно быть обеспечено непосредственное участие в процессе разработки проекта;
  • наличие Программы социального партнёрства и развития и подтверждение прохождения инвестором процедуры Свободного, предварительного и осознанного  (информированного) согласия должны быть обязательными элементами проектной документации подаваемой инвестором на согласование в государственные органы.

Участники создали рабочую группу для уточнения выработанных рекомендаций.

Участники круглого стола:

  1. Кузьмин Николай Алексеевич – председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Ленинградской области (г. Сосновый Бор);
  2. Бодров Олег Викторович – председатель «Общественного Совета южного берега Финского залива» (г. Сосновый Бор – Санкт-Петербург);
  3. Грязневич Владимир Петрович– обозреватель информагентства РБК-Петербург, СПб;
  4. Кудрина Анна Николаевна, начальник Российско-финского центра повышения квалификации в области охраны окружающей среды ГГУП «Минерал», СПб.;
  5.  Михайлов Максим Анатольевич, юрист Правового управления Законодательного Собрания Ленинградской области, СПб;
  6.  Михайлова Елизавета Олеговна – координатор проектов «Общественного Совета южного берега Финского залива», СПб;
  7.  Харакка-Зайцев Дмитрий Валерьевич– член правления Ижорской общины «ШОЙКУЛА», вице-председатель Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, член совета Союза Ингерманландских финнов «Inkerin Liitto» (пос. Вистино, Кингисеппского р-на Ленинградской области);
  8.  Шабарин Геннадий Викторович – фото- и видео-оператор «Общественного Совета южного берега Финского залива», СПб.